Без театра нельзя!

Пасьянс из театральных козырей

Татьяна Шипилова,
Газета «Советская Сибири»

Без театра нельзя!

«Транзит» на финишной прямой

Юрий Татаренко,
«Театральный проспект» №4 (88)

МЕНЬШЕ месяца осталось до составления афиши фестиваля «Ново-Сибирский транзит-2014»: программа одного из самых масштабных театральных форумов России будет объявлена 3 марта и наверняка заставит переживать представителей множества городов, краев, областей и регионов. Не в меньшем напряжении находятся и отборщики фестиваля — эксперты, театроведы, критики, чья профессиональная жизнь проходит теперь под стук колес и гудки проезжающих поездов.
«Ново-Сибирский транзит-2014» масштабен и по широте охвата территорий (Сибирь, Урал и Дальний Восток), и по миссии — представить лучшие региональные драматические спектакли последних двух лет. Одним словом, ассоциация с престижным и желанным для всех московским фестивалем «Золотая маска» напрашивается сама собой. Действительно, в этом году конкуренция за участие в «Ново-Сибирском транзите» будет очень жесткой: было заявлено более 100 спектаклей из разных городов России — от Екатеринбурга до Кургана, от Нижневартовска до Омска, от Якутии до Хабаровска. Из них эксперты отсматривают и отбирают около 20 постановок, которые в мае выйдут на суд новосибирской публики и жюри во главе с известным театральным критиком Романом Должанским.
Члены экспертного совета под председательством Олега Лоевского — театральные критики из разных уголков страны — из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми и Хабаровска. На целых полгода после окончания приема заявок их жизнь превращается в постоянное путешествие из одного города в другой, а это около 7000 километров. Чего только стоят старания исполнительного директора «Транзита» Ирины Кулябиной в распределении поездок, встреч, просмотров в рамках необъятной географии. И это только малая, видимая часть ее работы.
Тем, кто на новенького (как я, например), — роль эксперта прежде всего дает не просто понимание, но и реальное ощущение России как самой театральной страны. Другое дело, что понятие театральности часто не признак развитости города и его искусства (театры во многих городах выживают вопреки), а матрица самого существования культуры в провинции. Театр возникает, развивается и держится многие годы не только в мегаполисах, но и в небольших городах, так что соринское «без театра нельзя» до сих пор актуально.
Ну, казалось бы, откуда взяться театру в бывшем поселке вахтовиков и приезжих нефтяников Нижневартовске, получившем статус города только в 1972 году? Тем не менее театр вырос, естественно и органично, из юношеских студий — и не только театральной, но и спортивной. Его организовала семья — Наталья Наумова и Игорь Креймер. Наталья по образованию — театральный режиссер, а Игорь — тренер, мастер спорта по ушу, а сегодня еще и президент Федерации ушу в России. Спорт, как известно, совсем не помеха актерскому мастерству, поэтому результаты работы студии Наумовой быстро перешагнули порог самодеятельности, и в 1996 году появился Нижневартовский драматический театр. Помогла взрастить и вывести на стабильный эстетический уровень труппу другая семья — Маргарита и Вячеслав Зайчиковы, режиссер и сценограф. Сейчас в Нижневартовске этот коллектив — центр культурной жизни, потому как не отстает по ритмам от театров больших городов. Они проводят собственный международный фестиваль «Северные встречи», организовывают музыкальные вечера, выставки и, конечно, выпускают по пять премьер в год. И любопытно отметить, что репертуар очень серьезный — от Пушкина до Ионеско. Одна из последних премьер, заявленная в отборочную кампанию «Новосибирского транзита», — спектакль по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь». В постановке остроумно и под живой аккомпанемент взаимопроникают и откликаются шекспировская комедия и эпоха хиппи 70-х годов.
Другое открытие экспертных странствий — это актеры. В отличие от часто скупых и хрестоматийных режиссерских решений, актерские работы увлекают. Их природное обаяние, фактурность, разносторонность скрывают банальность постановочного мышления многих провинциальных театров. Но даже в изобретательной и талантливой режиссуре прежде всего притягивает внимание актер. Здесь можно, конечно, вспомнить и известных актеров Светлану Замараеву в Екатеринбургском ТЮЗе и Михаила Окунева из Омской драмы. Приятнее всего, когда происходят открытия. И в этот раз они случаются! Например, труппа Курганского театра драмы, представившего новую интерпретацию повести Куприна «Яма» в спектакле «Очи черные» (инсценировка — Я. Пулинович, режиссер — А. Бабанова). Или актеры Молодежного театра Алтая со спектаклем «Поток», рассказывающем о герое спального района (режиссер Д. Егоров)...
В любом случае, какие бы театры ни попали в окончательную афишу «Ново-Сибирского транзита-2014», этот фестиваль создает реальное представление о том, чем живет сегодня российский театр. Вот как комментирует театровед и театральный критик, редактор «Петербургского театрального журнала», и. о. декана театроведческого факультета СПбГАТИ Евгения Тропп:
«Ново-Сибирский транзит» для меня — это, во-первых, возможность увидеться с теми, кто стал почти родным за долгие годы поездок (ведь все началось еще в 2002 году, когда мы, члены редакции «Петербургского театрального журнала», стали экспертами «Транзита», тогда еще «Сибирского», и начали ездить по заснеженным просторам от театра к театру, от города к городу). И, во-вторых, фестивальные маршруты — это, конечно, знакомство с новым. С незнакомым городом, театром, режиссером... Теперь фестиваль сильно расширил сферу своего интереса и «захватил» Урал и Дальний Восток, так что недавняя моя экспертная поездка получилась не сибирская, а уральская. И здесь были и новые, и старые знакомцы. Не впервые оказалась в Челябинском камерном театре (он участвовал с «Балаганчиком» Ларисы Александровой в прошлом фестивале). Как и в предыдущий раз здесь — небанальный выбор материала, сложного и взыскующего острого режиссерского решения («Школа для дураков»). И гибкая, умелая труппа, готовая к поиску. В Челябинске побывала еще и в Театре драмы, который прежде не видела, зато была знакома с работами режиссера Марины Глуховской. Решившись на постановку современного проблемного текста «Камень» Майенбурга, в котором трактуются мало популярные у нас вопросы исторической вины и памяти, режиссер оказалась способной увлечь артистов этой жесткой драматургией, и это подкупает. Новым городом в поездке оказался Курган, и это здорово. Не помешали ни мороз (минус 37 для меня — экзотика), ни краткость пребывания (сутки). Успели и по городу нас повозить, и показать нам восхитительный дом-музей декабриста Нарышкина, и спектакль «Очи черные» сыграть. Вот надо же: какая в Курганском театре труппа!.. Удивительная. Талантливая, красивая, профессионально оснащенная. Сказала нам об этом перед спектаклем (не своим, а Анны Бабановой) главный режиссер Ирина Зубжицкая, и я про себя подумала: молодец какая, любит своих артистов... А потом спектакль посмотрела и поняла: любит-то любит, но ведь правду говорит! Актеры — а на сцене их в «Очах черных» два десятка — запомнятся все. Все попадут в воображаемый альбом под названием «Ново-Сибирский транзит, впечатления». Это потрясающе приятное ощущение: когда мало что говорящая надпись на географической и театральной карте (на этот раз «Курган») становится конкретным местом, с особой атмосферой и колоритом, с живыми хорошими лицами... Одним словом, будем ждать заключительного заседания экспертного совета, где и выяснится, кто же попадет в афишу фестиваля. Спасибо за встречи!"

Оксана Ефременко,
Газета «Новая Сибирь»