НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР БОЛЬШОГО ПУТИ

«Василиса Мелентьева», «Мертвые души» и вечно живые персонажи

Ирина Ульянина,
Газета «Новая Сибирь»

НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР БОЛЬШОГО ПУТИ

Пасьянс из театральных козырей

Татьяна Шипилова,
Газета «Советская Сибири»

События фестивальной программы, которая соберёт в нашем городе около 800 участников, будут проходить в Новосибирске с 20 по 28 мая на трёх театральных площадках: «Глобус», «Старый дом» и, конечно же, «Красный факел». Но чтобы огласить афишу, экспертному совету «Ново-Сибирского транзита» пришлось проделать немало работы: просмотреть огромное количество спектаклей на видео и лично познакомиться с десятками постановок в маленьких и больших городах трёх российских регионов.

— В афише представлены Дальний Восток, Сибирь и Урал. Не считая двух театральных мекк — Москвы и Санкт-Петербурга, а также Татарстана и части Поволжья, все самые интересные театральные события происходят здесь, — считает председатель экспертного совета фестиваля Олег Лоевский, известный театральный критик и куратор множества театральных лабораторий.

Прошедшие два театральных сезона нельзя назвать ровными. Однако отсмотрев более сотни спектаклей-претендентов, эксперты, среди которых Павел Руднев, Анна Банасюкевич, Евгения Тропп и другие, отобрали 17 названий, среди которых есть современная драматургия и так называемая актуализация классики, оригинальные режиссёрские и большие актёрские работы.

Например, Саха-театр покажет шекспировского «Тита Андроника» в режиссуре Сергея Потапова на якутском языке («13 смертей, отрезанные руки-ноги, будет нескучно»), а Хабаровский ТЮЗ — «Анну Каренину» режиссёра Бориса Павловича, но не по Толстому, а по Климу. Прокопьевский драмтеатр привезёт на фестиваль «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина (режиссёр Дамир Салимзянов), кемеровский театр для детей и молодёжи — «Утюги» Анны Яблонской, которые поставила Ирина Латынникова. Омичи готовят к фестивальному выезду «Лжеца» Гольдони в постановке Александра Баргмана, минусинцы — «Василису Мелентьеву» по пьесе Островского Алексея Песегова, нижневартовцы — «Двенадцатую ночь» Шекспира, прочитанную сценически Маргаритой Зайчиковой, а тюменцы — «Дни Турбиных» Булгакова в режиссуре Петра Шерешевского. Магнитогорский театр драмы будет представлен на «Ново-Сибирском транзите» «Временем женщин» по прозе Елены Чижовой в режиссуре Алексея Данилова, Курганский театр драмы продемонстрирует новосибирцам «Очи чёрные» Ярославы Пулинович по мотивам прозы Куприна — пьесу, поставила которую Анна Бабанова. А Челябинский театр драмы познакомит с «Камнем» Мареиенбурга глазами режиссёра Марины Глуховской. Кстати, попали в афишу «Ново-Сибирского транзита» «Мёртвые души» в исполнении артистов «Коляда-театра» из Екатеринбурга и удивительный детский спектакль Красноярского ТЮЗа, номинированный на четыре «Золотые маски», — «Снежная королева» режиссёра Романа Феодори.

— Театр — это искусство, а не спорт. Когда спрашивают о критериях отбора, мы не можем назвать их точно, как в спорте: лучший тот, кто выше прыгнул, дальше и быстрее пробежал, — объясняет, как осуществлялся выбор того или иного спектакля эксперт Татьяна Тихноновец. — Существуют художественные критерии, по которым мы все стараемся судить. Но мы встречаемся с самыми разными театрами и понимаем, что то, что в этом городе кажется потрясающим достижением, в общей картине театральной жизни страны — «домашняя радость». Этот фестиваль — конкурсный, и при отбое надо было думать, может ли этот спектакль претендовать на какую-то награду или нет.

К слову, Новосибирск на фестивале будет представлен очень широко, четырьмя театрами: «Красный факел» (KILL Тимофея Кулябина), «Глобус» («Крейцерова соната» Алексея Крикливого), «Старый дом» («Ручейник, или Куда делся Андрей?» Семёна Александровского) и Городской драматический театр («Унтиловск» Сергея Афанасьева). Выбор пал на них не потому, что местные спектакли дешевле показывать, уверил Олег Лоевский, а потому что они действительно конкурентоспособны.

Гостем фестиваля на этот раз станет «Вий» в постановке Семёна Серзина по пьесе Натальи Ворожбит Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова из Ярославля, который считается старейшим профессиональным театром России. Данный спектакль — «оригинальная версия хорошо знакомого сюжета повести Гоголя, действие которой происходит в наши дни, частично в украинской деревне, частично в соцсетях».

В рамках «Ново-Сибирского транзита» по традиции будут проходить творческие встречи и круглые столы. Кроме того, запланированы конкурс капустников на тему «Эх, дороги, пыль да туман...» и даже презентация театральной биржи России, которая будет способствовать обмену актёрами. В течение всего фестивального периода будет работать клуб «Будем знакомы!», который даст возможность коллегам из разных городов чуть лучше узнать друг друга и услышать о проблемах и достижениях театров, разбросанных на огромной территории от Урала и до восточной окраины России.

— Мне кажется, фестиваль приносит пользу практически всем, кто в нём задействован — и профессиональным театрам, и публике, и государственной власти, которая, по моему убеждению, должна и будет поддерживать проведение подобных мероприятий, — резюмировал министр культуры Новосибирской области Василий Кузин.

Ирина Тимофеева,
Газета «Ведомости»