«Василиса Мелентьева», «Мертвые души» и вечно живые персонажи

НОВО-СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ. КОНЧЕНОЕ ДЕЛО

Елкна Коновалова,
«Петербургский театральный журнал»

«Василиса Мелентьева», «Мертвые души» и вечно живые персонажи

НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР БОЛЬШОГО ПУТИ

Ирина Тимофеева,
Газета «Ведомости»

НА КАЛЕНДАРЕ — 21 марта, до начала III межрегионального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» еще два месяца, а нетерпеливые зрители уже давно записываются в лист ожидания, чтобы не пропустить интересующие их спектакли. Сегодня в кассах «Красного факела», «Глобуса», «Старого дома» и филармонии — основных площадок показов — появятся билеты. Второй по масштабу в стране, уступающий лишь «Золотой маске» фестиваль действительно предлагает более чем разнообразную, достойную внимания афишу: всего за 9 дней с 20 по 28 мая будет показано 18 спектаклей. Как сообщила «НС» исполнительный директор форума Ирина Кулябина, стоимость билетов будет доступной, не превышающей обычную цену, хотя ряд показов пользуется ажиотажным спросом. Это прежде всего «Мертвые души» в версии авторского «Коляда-театра» из Екатеринбурга, снискавшего большой успех на предшествующих «Транзитах».
Форум, созданный по инициативе Александра Кулябина и при поддержке Фонда Михаила Прохорова, проводится каждый четный год, начиная с 2010-го, и на этот раз примет около 300 участников. Гостем нового фестиваля станет старейший театр России — Ярославский государственный академический театр имени Федора Волкова с постановкой «Вий» по мотивам повести Гоголя, перенесенной в наши дни современным драматургом Натальей Ворожбит (режиссер Семен Серзин). Замечательная пьеса написана на суржике — смеси русского и украинского языков, сполна содержит гоголевский юмор, мистику и актуализировавшуюся сегодня проблему национальной самоидентификации.
Всего из трех федеральных округов, 45 городов, 76 театров поступило более 100 заявок (на прошлом фестивале было рассмотрено 78 заявок) на участие в фестивале-конкурсе; экспертный совет под председательством Олега Лоевского выбрал 17 постановок. На пресс-конференции, посвященной объявлению афиши форума, он поделился следующим выводом:
— На мой взгляд, эти Сибирь, Урал и Дальний Восток, эти три театральных региона сегодня наиболее интересные в стране. Если не считать Москвы, Питера и какой-то небольшой части Поволжья — все самое главное происходит здесь. Причем основной поток событий обеспечивает Сибирь, в меньшей степени активен Дальний Восток. Хотя вот Якутский театр, который относится к Дальнему Востоку, всегда интересен. Не случайно он будет представлен в афише третьего «Ново-Сибирского транзита»: в Саха-театре работает любопытнейший режиссер Сергей Потапов, лауреат «Золотой маски», и мы привозим именно его спектакль — «ТииТ» по «Титу Андронику» Шекспира. Спектакль этот идет на якутском языке, но проблем перевода для публики сейчас не существует (есть бегущая строка, есть наушники) — а работа эта очень масштабная, необычная. Достаточно сказать, что «Тит Андроник» сам по себе — это тринадцать смертей, отрезанные руки-ноги, самое «кровожадное» из произведений Шекспира. В общем, будет не скучно. Надо сказать, что члены экспертного совета фестиваля побывали во всех возможных городах Дальневосточного региона — слетали и на Сахалин, и в Петропавловск-Камчатский, во Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск и Уссурийск. Посмотрели много, но так получилось, что Дальний Восток двух последних лет по справедливости представлен в нашей афише только Саха-театром и Хабаровском. Хабаровский ТЮЗ мы уже видели на прошлом «Транзите» — с «Малышом» М. Ивашкявичуса. А в этом году он представит работу замечательного режиссера Бориса Павловича, бывшего главного режиссера Кировского ТЮЗа, а сейчас — ассистента и помощника Андрея Могучего в питерском БДТ. Он поставил с хабаровчанами «Анну Каренину», но не по Толстому, а по достаточно любопытному тексту Клима, известного режиссера и драматурга, который написал грезы по поводу «Анны Карениной». Новосибирцы знают толк в подобных вещах.
ОТКРОЕТСЯ фестиваль по традиции интермедией на площадке перед «Красным факелом». На первом форуме она посвящалась вокзалам, на втором — аэропортам, а в этом мае сфокусируется на автомобильном транспорте. Каждый раз обыгрывается эмблема «Ново-Сибирского транзита» — колесо, вечное движение, позволяющее объединить культурное пространство огромной территории от Урала до восточных окраин страны. Первым 20 мая будет вновь показан спектакль Тюменского драмтеатра «Дни Турбиных» Михаила Булгакова в постановке Петра Шерешевского. Киев. Гражданская война, и ведьмы из шекспировского «Макбета» играют судьбами героев и целой страны...
Особенностью третьего «Транзита» стало обилие в афише работ новосибирских коллективов — это «Унтиловск» НГДТ Сергея Афанасьева, краснофакельский KILL Тимофея Кулябина — дипломанта «Золотой маски», «Крейцерова соната» главрежа НАМТ «Глобус» Алексея Крикливого, о которой много говорили в ходе недавнего Рождественского фестиваля. И, конечно, образец постдраматического театра — «Ручейник, или Куда делся Андрей?» Вячеслава Дурненкова, воплощенный Семеном Александровским в «Старом доме». Среди тех, кто записался в лист ожидания билетов на эти спектакли, много иногородних, причем не только сибиряков и уральцев, а и театров из европейской части страны.
Не скрою, я с нетерпением жду приезда Минусинского драмтеатра, показа «Василисы Мелентьевой», которую дважды смотрела в видеозаписи, получив мощнейшее впечатление. Понимаю, почему эта длинная, многофигурная драма в пяти действиях Александра Островского (написанная на основе неоконченной пьесы Степана Гедеонова) редко ставится даже в Малом театре России — доме Островского. Худрук, выдающийся режиссер-постановщик Алексей Песегов нашел для нее, кажется, единственное верное решение: сократил часть персонажей и длинноты, оставив две основные линии — власть и страсть. Бережно отнесся к главному — к сохранению русского языка, непередаваемой прелести слога Островского, который в данной пьесе изумляет не афористичностью, а поэтичностью реплик. Персонажи у Песегова говорят напевно, в богатой интонационной партитуре. Режиссер практически каждому душевному движению героев нашел адекватный психологический жест, а художник Светлана Ламанова выполнила удивительную сценографическую конструкцию, которая становится то провалом в пучину страстей, то восстает величавостью златоглавого собора. Это, безусловно, спектакль-событие, причем незабываемое.
Впервые примет участие в «Ново-Сибирском транзите» Курганский театр драмы, который стал открытием для экспертов, — выбран яркий эмоциональный спектакль «Очи черные» по пьесе Ярославы Пулинович, основанной на повести «Яма» Александра Куприна. Режиссер — Анна Бабанова. Также никогда не выступал на нашем фестивале Челябинский театр имени Наума Орлова, а теперь представит свежую постановку «Камень» по современной антифашистской, жесткой драме Мариуса фон Майенбурга — швейцарского драматурга (режиссер — Марина Глуховская). Это тот случай, когда принципиально новый, иной драматургический материал нашел адекватное выражение, а потому остро резонирует с нашим временем.
Всегда желанна в программе знаменитая Омская драма: высокая репутация этого коллектива давно уже не нуждается в комментариях, однако комедия «Лжец» Карло Гольдони в постановке Александра Баргмана добавит радости как сторонникам чистой эстетики, так и поклонникам экспериментов. В главной роли Руслан Шапорин; в спектакле затеяна перекличка с фильмами Феллини, в нем много музыки прошлого века и звучат стихотворения актера Олега Теплоухова, написанные в XXI столетии. Мне посчастливилось видеть действо воочию, причем дважды: радовалась, как дитя, и воспаряла. Открою тайну замысла — всякий влюбленный на свете творец, а всякий поэт — лжец. Желанным, знакомым гостем станет и Роман Феодори, главреж красноярского ТЮЗа, со своей «Снежной королевой». Детские спектакли в афише «Транзита» редкость, потому что к искусству они, как правило, имеют мало отношения. «Конек-Горбунок» Ершова, выпущенный Олегом Рыбкиным и украсивший афишу прошлого фестиваля, и «Снежная королева», только что с триумфальным результатом показанная на «Маске+», редкие исключения. У Феодори и его соавторов — художника Даниила Ахмедова и хореографа Натальи Шургановой — получилось создать остроумное зрелищное шоу, не лишенное глубокого смысла благодаря блистательным актерским работам.
В камерном пространстве Малой сцены «Красного факела» будет показан «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина — постановка Дамира Салимзянова, осуществленная в Прокопьевском театре имени Ленинского комсомола. А Магнитогорский театр имени Пушкина представит инсценировку романа букеровского лауреата Елены Чижовой «Время женщин».
Конечно, невозможно объять необъятное, вряд ли кто-нибудь, кроме членов жюри под председательством Романа Должанского, сумеет посмотреть все 18 спектаклей за девять дней, но... Чтобы посмотреть избранное, выбранное, о билетах однозначно надо заботиться уже сегодня.

Ирина Ульянина,
Газета «Новая Сибирь»