НОВО-СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ. КОНЧЕНОЕ ДЕЛО

Россия выглянула из-за Урала

Роман Должанский,
«Коммерсантъ. Издательский дом».

НОВО-СИБИРСКИЙ ТРАНЗИТ. КОНЧЕНОЕ ДЕЛО

«Василиса Мелентьева», «Мертвые души» и вечно живые персонажи

Ирина Ульянина,
Газета «Новая Сибирь»

Тем самым театральное сообщество не только выразило уважение руководителю, который 16 успешно возглавлял и продвигал свой театр, но и продемонстрировало открытый протест по отношению к вопиющей травле Козицыной в Барнауле. Татьяна Федоровна, которая, как заметил известный российский актер Вениамин Смехов, «если в чем и виновата, то только в благополучии Молодежного театра, в благоустройстве и успешных шагах студии и труппы», сейчас подвергается преследованию со стороны алтайских властей. Экс-директору МТА, которого уволили в декабре прошлого года без всяких оснований, пытаются вменить хищение 14 миллионов бюджетных рублей. Хотя именно Козицына не раз обращала внимание чиновников на многочисленные недоделки в ремонте вверенного ей театра. Но тогда к ней никто не счел нужным прислушаться... Сейчас, когда строительные нарушения получили громкую огласку, Татьяну Федоровну пытаются сделать крайней в этом скандале. Одна надежда — на широкий общественный резонанс. И поддержку профессионального сообщества — как показал минувший фестиваль, кредит доверия в театральных кругах у Татьяны Козицыной неограниченный.Премия «За честь и достоинство» на «Ново-Сибирском транзите» традиционно вручается двум персонам, и вторым ее лауреатом стал народный артист России Валерий Дьяконов. Валерий Аркадьевич — ведущий артист Красноярского драмтеатра им. Пушкина, которому он служит уже почти полвека, а также опытный педагог, воспитавший не одно актерское поколение. Выпускники Дьяконова работают во многих театрах России, в том числе и в столичных: ученик мастера, актер Московского театра им. Пушкина Александр Матросов стал номинантом последней «Золотой Маски».

Всего на прошедшем «Транзите» были вручены награды в 12 номинациях плюс несколько спецпризов. Жюри под руководством Романа Должанского посмотрело 18 спектаклей, о многих из которых ПТЖ, традиционно, уже писал. Бесспорным фаворитом в большой форме стал «KILL» по мотивам пьесы Ф. Шиллера «Коварство и любовь» Новосибирского театра «Красный факел». На фестивале отмечался явный кризис спектаклей в этой номинации, и «KILL» в постановке молодого режиссера Тимофея Кулябина, строгий по форме и внятный по мысли, лидировал практически без какой-либо конкуренции.

В малой форме достойных работ было больше, и все они так или иначе отмечены наградами. Лучшим спектаклем среди них признан «Унтиловск» Л. Леонова в постановке Сергея Афанасьева (О спектакле Новосибирского городского драматического театра см. статью в ПТЖ № 75) — комедия, а точнее трагикомедия о том, что свобода и несвобода — внутри самого человека. Кто-то способен сделать выбор, изменить свою судьбу. А кто-то лишь сетует на одолевающие быт и провинциальную скуку, не в состоянии совершить хоть какое-то усилие и вырваться из мещанского болота...

Спектакли малой формы победили и в двух постановочных номинациях, их лауреатами стали петербургские режиссеры. Приз за лучшую режиссуру достался Борису Павловичу («Анна Каренина» по пьесе Клима, Хабаровский ТЮЗ), «Новация» — Семену Александровскому («Ручейник, или Куда делся Андрей?» по пьесе В. Дурненкова, Новосибирский театр «Старый дом»). Собственно, обе работы — экспериментальные. В постановке по Климу Павлович попытался соединить радиотеатр с образами кинематографа: шесть актеров на протяжении почти четырех часов произносят текст пьесы, где сюжетная линия хрестоматийной «Анны Карениной» сопровождается рассуждениями Клима о природе театра и кино, и все это дополняется стрекотом кинопленки, стуком колес поезда и другими визуальными и шумовыми образами. Александровский, напротив, пошел по пути минимализма (его спектакль длится меньше часа), но тоже обратился к кинематографическому языку — это имитация документального кино.

В актерских номинациях награды за лучшие мужскую и женскую роли также у явных лидеров. Актер Новосибирского молодежного театра «Глобус» Лаврентий Сорокин получил этот приз за роль Позднышева («Крейцерова соната» Л. Толстого), а актриса Красноярского ТЮЗа Наташа Розанова — за роль Герды («Снежная королева» Г. Х. Андерсена в постановке Романа Феодори). На Сорокина режиссер Алексей Крикливый фактически поставил моноспектакль — это абсолютно бенефисная роль. Розанова ранее была номинирована за Герду на «Золотую Маску» и стала лауреатом «Арлекина», а также красноярской «Театральной весны».

Номинации за роли второго плана не столь бескомпромиссны — спектакли, в которых были отмечены актеры, на «Транзите» не лидировали. Но сами актерские работы вполне достойные. Дарья Савинова стала лауреатом за роль царицы Анны («Василиса Мелентьева» А. Островского в постановке Алексея Песегова, Минусинский драмтеатр), Николай Аузин из Тюмени — за роль Шервинского («Дни Турбиных» М. Булгакова, режиссер Петр Шерешевский). «Надеждой сцены» признана молодая челябинская актриса Екатерина Девятова (за роль Стефании в спектакле «Камень», постановка Марины Глуховской).

Художник Алексей Вотяков в своем спектакле «Время женщин» по роману Е. Чижовой в Магнитогорском драмтеатре им. Пушкина попробовал себя также как инсценировщик и режиссер. Но наиболее убедительным оказался все-таки в своей непосредственной профессии, за что и получил награду «Транзита». А лучшим театральным признана режиссер Татьяна Фролова из Комсомольска-на-Амуре — создатель легендарного авторского театра «КнАМ», первого официально зарегистрированного частного театра в СССР.

Елкна Коновалова,
«Петербургский театральный журнал»