С «Маскою» сочтёмся славой?

Фестиваль – это отражение реальности

Юля Бухарина, Мария Кожина, Аня Павленко,
ПРОПИСЬ - журнал о театре

С «Маскою» сочтёмся славой?

Крутой маршрут театрального колеса

Ирина Алпатова,
«Театральные Новые Известия ТЕАТРАЛ»

Главным культурным событием мая стал IV Межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит»

Хотя в официальной табели о рангах «Ново-Сибирский транзит» числится вторым после «Золотой маски», побывавшие здесь единодушны: в одной из главных составляющих, возможности профес­сионального общения, он — первый.

Чаще всего это называют особой атмосферой фестиваля, которая проявляется в стремлении организаторов соединить всех участников не только в зрительном зале, но и за пределами его — для знакомства, обмена опытом и мнениями, для наметок дальнейших, уже совместных, планов.

Кто-то скажет: это так или иначе сопутствует любому форуму профессионалов. Да, но в какой степени и насколько эффективно? Все дело в концепции и умении ее реализовать. Это на «Транзите» ­— константы, которые автор идеи фестиваля (и вот уже в течение семи лет главный его организатор) директор «Красного факела» Александр Кулябин не считает нужным со временем менять. Начиная с традиционного яркого уличного перформанса в день открытия; набирающего с легкой руки краснофакельцев высоту конкурса капустников; собственно театральных спектаклей и разнообразной off-программы, в которую входят мастер-классы, дискуссии, семинары, творческие встречи. Уровень этой программы обозначают имена приглашенных гостей. Нынче это генеральный директор Большого театра, заведующий кафедрой менеджмента и продюсирования школы-студии МХАТ Владимир Урин. Он провел в Новосибирске двухдневный семинар и посмотрел несколько фестивальных спектаклей. Встретились новосибирцы и театралы из других регионов также с известным хореографом Сергеем Землянским, критиком Романом Должанским, специалистом по сценической речи Мариной Смирновой, режиссером Адольфом Шапиро, директором театра им. Вахтангова Кириллом Кроком.

О футболе и стриптизе серьезно
Если говорить об уровне фестивальных спектаклей, то он, благодаря компетентному экспертному совету, изначально высок. Что, безусловно радуя жюри, осложняет его работу невероятно. Как пошутил на этот раз председатель жюри, критик и отец-основатель известного фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский, «хорошо, когда есть из чего выбирать: на лучшую мужскую роль 18 кандидатов, на лучшую женскую — 28».

Полностью солидарна: я посмотрела за восемь дней десять из шестнадцати спектаклей и ни одним из них не была разочарована. Открою секрет: приблизительно половину афиши «Транзита» составляли постановки, рассчитанные, скажем так, на театральных гурманов. Хотя это вовсе не означало, что они не цепляют обычного зрителя. Об этом, кстати, не однажды шел разговор на фестивале: каким образом привлекать на такие непростые спектакли публику и каким образом подтягивать ее до понимания качественного современного театра? Или, не мудрствуя, взять да поделить театральную продукцию на фестивальную (для знатоков) и нефестивальную? На что тот же Лоевский, как опытный менеджер, отвечал категорично:

— Надо уметь работать со зрителем! Всегда можно найти зрителя. Вот говорят: спектакль не пользуется спросом. Не могут все спектакли пользоваться спросом у всех зрителей. Один предназначен для одного сегмента публики, другой — для другого. Вот и надо работать с этими сегментами. Мне, например, неинтересны искрометные комедии, а я тоже зритель! Эта тема звучала у нас на ассоциации критиков: не может быть театра для всех. Даже футбол не для всех, даже стриптиз не для всех, и даже если соединить стриптиз с футболом, все равно не всем понравится...

На сцене — человек, потери и победы
Афишу фестиваля (и это было явным, и это обсуждалось) буквально на четверть составляли спектакли о войне — прошедшей давно, идущей сейчас. Поскольку «Транзит» — фестиваль не тематический и отбор на него шел по художественным и профессиональным критериям, то подобный выбор, без сомнения, тенденция и позиция режиссеров, преимущественно молодых, стремящихся высказаться на эту тему. Ведь суть войны не только в убийствах, смерти, она — в разъединении людей, а это главное, с чем борется театр, и борется яростно — за человеческое в человеке. Лучшим спектаклем большой формы, кстати, была признана «Фронтовичка» по пьесе А. Батуриной, поставленная в Русском драматическом театре имени Бестужева (Улан-Удэ) режиссером Сергеем Левицким. А исполнительницей лучшей женской роли названа актриса, сыгравшая бывшую фронтовичку, — Светлана Полянская.

Ярким росчерком талантов, как всегда на «Ново-Сибирском транзите», было отмечено искусство национальных театров Сибири. В данном случае — два спектакля лауреата премии «Золотая маска» Сергея Потапова из Якутска. И оба спектакля он поставил не у себя дома: один в Таллине («Оборотень», показанный вне конкурса, как гость фестиваля), другой в Абакане («Сумасшедший Муклай»). Обе постановки, рискну заметить, из разряда «не для всех», но именно они, предельно метафоричные, образные, вызвали живой интерес и самый теплый прием фестивальной публики.

Новосибирск был представлен на форуме гоголевским «Ревизором» от ГДТ (режиссер Сергей Афанасьев), спектаклем «Красного факела» «Довлатов. Анекдоты» в постановке Дмитрия Егорова, проектом «Песни о Родине» по текстам современных авторов (режиссеры — Павел Южаков, Дмитрий Егоров, Алексей Крикливый) и работой «Элементарные частицы» (театр «Старый дом», режиссер — Семён Александровский). Все они в разных номинациях были отмечены жюри, что означает: звание театральной столицы Новосибирск удерживает прочно и по праву.

Нацеленный в будущее
Помимо призов и лауреатских званий артистам и режиссерам, участникам фестиваля (где было показано 16 лучших за последние два года спектаклей из 13 городов Урала, Сибири и Дальнего Востока, присутствовали более 700 гостей и свыше 4 тысяч новосибирских зрителей), творческий «сухой остаток» форума, по мнению профессионалов, именно такой: «Ново-Сибирский транзит» объективно стимулирует развитие общероссийского театрального процесса.

— У многих театральных людей в России есть желание участвовать в «Ново-Сибирском транзите», — констатирует московский критик, неоднократный член жюри и экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Глеб Ситковский. — Причем им важно быть здесь не только для того, чтобы посмотреть спектакли...

По словам Ситковского, который нынче в качестве одного из экспертов ездил по провинциальным театрам и отбирал спектакли в афишу новосибирского фестиваля, а в последние майские дни участвовал в работе жюри, в столице и стране в целом сложилось справедливое представление, что «Ново-Сибирский транзит» — это точка силы, где совершается нечто очень важное для всего российского театра, дающее возможность творческого роста на последующие два года.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь РЕШЕТНИКОВ, министр культуры Новосибирской области:
— Для нашего региона это очень важный фестиваль, поскольку Новосибирск позиционирует себя не только как культурная, но и как театральная столица. За время своего существования «Ново-Сибирский транзит» стал доброй традицией и авторитетной площадкой для развития и популяризации театрального искусства, вошел в число значимых событий культурной жизни ряда регионов России, представляя сибирякам достойные образцы профессионального театрального мастерства. В период подготовки и проведения фестиваля власти региона оказали ему финансовую и организационную поддержку, в этом процессе были задействованы все профильные министерства, в том числе здравоохранения и транспорта.

Татьяна Шипилова,
Газета «Советская Сибирь»