Новости

    • 2

Декабрь, 2021

3, пт
«Один.Два.Три»

Всего неделя осталась у вас, дорогие театры, чтобы подать заявку на участие в одном из самых необычных и уже хорошо известных в России фестивалей — «Один. Два. Три». Как шутят организаторы, фестиваль-2022, на самом деле, хотелось бы назвать «Ноль. Один. Два. Три», поскольку в планах собрать афишу, включающую самые разные формы, жанры и коммуникацию со зрителем. Вполне допустимо, что актера как такового на сцене (или на любой другой площадке) не будет вообще.

Итак, к участию в фестивале приглашаются спектакли, в которых занято от 0 до 3 актеров, выпущенные в период с 10 ноября 2019 года по 9 декабря 2021 года, — драматические, речевые, пластические, музыкальные, кукольные, эстрадные, цифровые. Продолжительность не ограничена.

Подача заявок осуществляется на сайте, указанном ниже.
Все заявки, соответствующие условиям, будут рассмотрены экспертным советом в составе директора фестиваля, театрального продюсера, директора МДТ «Первый театр» Юлии Чуриловой, музыкального и театрального критика, кандидата искусствоведения, проректора НГТИ Ирины Яськевич, театроведов Марии Кожиной и Юлия Осеевой, театрального критика Айсылу Кадыровой.

Список участников «Один. Два. Три» будет опубликован на сайте не позднее 15 января 2022 года, а сам фестиваль планируется провести в марте.

2, чт
Иркутск

Юбилей Федора Достоевского, отмечавшийся в этом году, подарил зрителям множество новых постановок. А под занавес 2021-го в Иркутске решили провести полноценный проект «Достоевский. Театр. XXI век». Он стартовал вчера и продлится до 5 декабря.

В эти дни можно будет увидеть сразу семь спектаклей по произведениям классика. Организатор проекта — Иркутский академический драматический театр им. Н. Охлопкова — представит три постановки из репертуара: «Идиот», «Игрок» и «Брат Иван». Премьеры нынешнего года «Мальчики» и «Дядюшкин сон» покажут Иркутский ТЮЗ и Иркутский театр кукол «Аистенок». А 4 и 5 декабря — время московских гостей: театр «У Никитских ворот» ждет зрителей на «Сон смешного человека», а «Комната 4» — на «Кроткую».

Будет проходить в эти дни и дополнительная программа «Беседы и размышления» — лекции и встречи, посвященные творчеству Достоевского, проведут театральный критик Мила Денева, профессор Ольга Юрьева, а также настоятель Михаило-Архангельского Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев.

«Достоевский — это в первую очередь полифония: романов, сознания, характеров. Важно отметить, что и программа Творческих встреч составлена с той же полифоничностью, — считает Мила Денева. — Есть как сюжеты „великого пятикнижия“, так и совсем маленькие вещицы. И зрителю предлагается диалог с трех разных ракурсов — теософской, филологической и театральной точек зрения».

1, ср
«Золотая Маска»

Национальный фестиваль «Золотая Маска»объявил участников внеконкурсной программы «Маска Плюс», которая пройдет в Москве в конце февраля-начале марта 2022 года. Наши отдельные поздравления «родным» театрам Урала, Сибири и Дальнего Востока! Прокопьевский драматический театр представит спектакль Артема Устинова «Город Эн», Челябинский молодежный — «Я танцую как дебил» в постановке Ивана Миневцева, Бурятский театр драмы им. Хоца Намсараева — громко прозвучавшую «Корею 03» Сойжин Жамбаловой, Уссурийский театр драмы им. В. Ф. Комиссаржевской — «Каренина» Романа Габриа. Кроме того, в афишу вошли спектакли из Санкт-Петербурга, Краснодара и Перми.

«Собрав в программе „Маска Плюс“ спектакли разные, странные, где-то (надеемся) дикие и не всегда художественно перфектные, мы хотели бы не загонять их в прокрустово ложе выдуманных иерархий, а пуститься в путешествие по неизведанным мирам, — замечают кураторы проекта Татьяна Джурова и Алексей Платунов. — Отправляясь автостопом по галактике, надо забыть о категориях „плохого“ и „хорошего“. „Художественный вкус“ имеет свои ограничения, а нам хотелось бы разрушать границы, а не возводить новые».

Параллельная дискуссионная программа «Маски Плюс» будет пытаться воспроизвести контекст, объяснять среду, в которой каждый из привезенных спектаклей формировался. Вместе с создателями спектакля, искусствоведами, социологами, этнографами, философами, вместе со «свидетелями» и «экспертами» команда проекта будет пытаться понять из чего состоят миры, по которым происходит путешествие.

Ноябрь, 2021

30, вт
Новосибирск

В Новосибирске прошла церемония вручения XXXI театральной премии «Парадиз» — призами одаривали сразу за два сезона, ведь в прошлом году праздник не состоялся из-за ограничений. В этот раз на фестивале работало приглашенное жюри — в категории «Драма» решение принимали москвичи Павел Руднев и Глеб Ситковский, Татьяна Веснина из Томска, а также к ним присоединилась представительница Новосибирска Наталия Дмитриева.

  • Больше всего медалей и статуэток собрали «Красный факел» за спектакли «Дело» и «Тайм-аут» и «Старый дом», взявший хет-трик за «Идиота» и специальные призы за «Петерса» и «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  • Лучшим спектаклем для детей стал «Доклад о медузах» Молодежного театра «Глобус» — и жюри не могло не озвучить очень важную тенденцию роста числа постановок для подростков.
  • Впервые вручалась премия в категории «Неформат» — ею отметили аудиальный перформанс Полины Кардымон «(Сыра земля) Коромысли. Глава 2».
  • За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирской области наградили Галину Журавлеву — театроведа, исследователя истории новосибирских театров, заведующую Театральным музеем Новосибирского отделения СТД РФ.

Полный список лауреатов «Парадиза», в том числе и в категории «Музыкальный театр», можно найти на страницах премии в социальных сетях.

Мы поздравляем абсолютно каждого и желаем новых побед!

29, пн
Екатеринбург

Екатеринбуржцы в минувший уик-энд аплодировали сразу двум премьерам. Центр современной драматургии представил свою версию «самой значительной американской пьесы, поставленной на Бродвее за последние годы», «захватывающей семейной драмы, от которой голова идет кругом», «саги о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса» — режиссер Антон Бутаков поставил «Август графства Осейдж» Трейси Леттса.Сами постановщики говорят о спектакле, как о «запутанном клубке человеческих отношений, который уже невозможно распутать». Следующие показы состоятся 18 и 19 декабря.

А в Свердловском театре драмы в XXI век перенесли товарищей Новосельцева и Калугину — «Служебный роман» теперь протекает в современных реалиях. Пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова воплотили на сцене режиссер Дмитрий Зимин и художник Владимир Кравцев, а одним из сюрпризов проекта стало участие в нем известной брасс-команды NUGGERS, «выдувающей» пламенную смесь фанка, хауса и хип-хопа. Всех, кто не успел на премьеру, теперь ждут на «Служебный роман» в новогодние праздники.

29, пн
Екатеринбург

Екатеринбуржцы в минувший уик-энд аплодировали сразу двум премьерам. Центр современной драматургии представил свою версию «самой значительной американской пьесы, поставленной на Бродвее за последние годы», «захватывающей семейной драмы, от которой голова идет кругом», «саги о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса» — режиссер Антон Бутаков поставил «Август графства Осейдж» Трейси Леттса. Сами постановщики говорят о спектакле, как о «запутанном клубке человеческих отношений, который уже невозможно распутать». Следующие показы состоятся 18 и 19 декабря.

А в Свердловском театре драмы в XXI век перенесли товарищей Новосельцева и Калугину — «Служебный роман» теперь протекает в современных реалиях. Пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова воплотили на сцене режиссер Дмитрий Зимин и художник Владимир Кравцев, а одним из сюрпризов проекта стало участие в нем известной брасс-команды NUGGERS, «выдувающей» пламенную смесь фанка, хауса и хип-хопа. Всех, кто не успел на премьеру, теперь ждут на «Служебный роман» в новогодние праздники.



26, пт
Томск

В начале октября Томский ТЮЗ провел Лабораторию актуального детского театра, и больше всего голосов от зрителей получил эскиз Артема Устинова по произведению Гюса Кейера «Книга всех вещей». Спустя полтора месяца в репертуар театра уже входит полноценный спектакль.

Девятилетний Томас способен разглядеть в унылом внешнем мире яркие краски — так, в городских каналах начинают плавать тропические рыбы, в соседке, которую прозвали ведьмой, он видит доброту, а еще Томас иногда болтает со своим хорошим другом — Иисусом. Но кроме этого, видит мальчик и то, как отец бьет мать, и даже Иисус здесь бессилен. Томас решает, что все равно счастье возможно — только нужно перестать бояться.

«То, что главный враг — это наш страх, одна из самых важных тем в жизни, — считает режиссер Артем Устинов. — В страхе сложно жить, общаться с другими, считать себя нормальным человеком. „Книга всех вещей“ — история про свободу, про способность человека выбирать свой путь. Если ты внутренне не освободишься, ты не сможешь стать не только счастливым, но и личностью, и человеком».
Премьерные показы важного не только для детей и подростков, но и для взрослых, спектакля состоятся 27 ноября и 2 декабря.

25, чт
Челябинск

Челябинским театралам в эти дни придется разделиться — ведь их ждут сразу две премьеры: очень разные комедии.

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова зашел на территорию стендапа — впервые в России здесь поставили пьесу ирландки Джеральдины Эрон «Мой блистательный развод». «Искренняя история о том, что в сорок восемь жизнь только начинается», — так определяет спектакль режиссер Вячеслав Харюшин. Что делать, когда уходит любимый? Все, что угодно, только не впадать в отчаяние. Ведь в жизни всегда есть место новым перспективам, знакомствам, романтическим приключениям, путешествиям, открытиям — радости! Оптимистический спектакль зрители смогут увидеть 26 и 30 ноября.

А в Челябинском молодежном театре представляют комедию Уильяма Шекспира «Мера за меру». Как жить среди насилия и погони за деньгами? Возможно ли сохранить честное имя в мире, полном грязи и презрения, сохранить веру в добро? Шекспир 400 лет назад писал о царстве эгоизма, который диктует правила игры. В XXI веке режиссер Тимур Насиров не спешит давать готовые ответы на неоднозначные вопросы, зато предлагает пошутить над тем, с чем мы не можем совладать. Премьерные показы «Меры за меру» — 26 и 27 ноября.

24, ср
Улан-Удэ

«Фантазия + любопытство = чудеса», — по такой формуле строится новый спектакль Русского драматического театра им. Н. Бестужева «Метаморфозы для детей и взрослых». Визуально-пластическую постановку осуществляют в команде Сергей Левицкий и Игорь Григурко, создавая для зрителей причудливый мир геометрических фигур, которые в непривычных сочетаниях рождают удивительные картины.

«Это будет классный детский спектакль, который побуждает и детей, и родителей фантазировать, он про воображение — как в детстве, когда можно было придумать целый волшебный мир из одеяла, палки и двух расчесок», — поясняет актриса Лиана Щетилина.

По сюжету мечтательный профессор и его маленькая ученица переносятся со скучного урока геометрии в волшебное царство линий, кругов и треугольников, музыки и света — и здесь разыгрываются целые истории со своими персонажами.

«Это театр ощущений, где нужно просто расслабиться, отключить сознание и погрузиться в этот красивый мир, а он действительно будет завораживать», — уверена исполнительница центральной роли Анастасия Турушева.

Премьерные показы спектакля «Метаморфозы для детей и взрослых» приурочены ко Дню матери и пройдут 27 и 28 ноября.

23, вт
Дисциплина

Почти во всех городах-участниках в течение недели прошли читки пьес, созданных во втором сезоне фабрики нарративного театра «Дисциплина». Всего на международный конкурс пришло 413 заявок из 50 городов 11 стран мира — из них были выбраны 14 участников, с которыми работал писатель и сценарист Родион Белецкий.

«Сценарный коуч первого сезона, Александр Молчанов, уделял много внимания герою и работе драматурга над его воплощением. Наставнику второго сезона, Родиону Белецкому, важнее структура пьесы и наличие событий, поэтому он прорабатывал глубже эти моменты», — пояснила куратор проекта Оксана Ефременко.

В финал «Дисциплины» вышло семь пьес: «Мамочка» Тони Яблочкиной, «Аня в лифте» Оксаны Кушляевой, «Гугля» Кристины Гортман, «Залипшие» Игоря Витренко, «Горыныч покинул здание» Олега Михайлова, «Я — бизон» Светланы Лукьяновой, «Тру-крайм» Сююмбике Давлет-Кильдеевой.

17 ноября прошли оффлайн читки в южно-сахалинском Чехов-центре, 20 и 21 ноября — в новосибирском «Старом доме» (на фото — фрагмент обсуждения с куратором Антоном Хитровым), а 22 ноября — в московском театре «Практика». Чуть позже к финальному этапу подключится Калининградский областной драматический театр, и тогда окончательно станут известны названия, которые войдут в репертуар каждого из театров-участников.

22, пн
Челябинск

Крайне редкое для репертуарных театров название появилось в афише Челябинского камерного — здесь состоялась премьера «Мелкого беса» Федора Сологуба.

История провинциального учителя Передонова, постепенно погружающегося во тьму и безумие, выписана на фоне быта провинциального города и окунает читателя в пучину страстей, боли и наслаждения. Режиссер челябинского спектакля Тимур Кулов сохраняет основной сюжет, однако переселяет героев в начало XXI века — подмена понятий во всех сферах жизни выбивает у них опору из-под ног, они барахтаются, существуют в хаосе. Они ищут счастья, но постоянно делают несчастными друг друга. И Передонов живет в постоянном страхе перед настоящим, зависая из-за этого в беспросветном безвременье.

«Мне бы хотелось и героям помочь, и в себе что-то прояснить, — говорит режиссер Тимур Кулов. — Ответить на вопрос: почему мы не замечаем той тьмы, в которой живем? Все мы существуем в выдуманном мире. И в спектакле ощущение тревоги и боли должно считываться на уровне ощущений и ассоциаций».

Премьера «Мелкого беса», обозначенного как «история одного убийства», состоялась в минувшие выходные, следующие показы пройдут 27 и 28 ноября.

19, пт
Новосибирск

Большая во всех смыслах премьера ждет в эти выходные новосибирцев — Городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева представит пятичасовую постановку романа Льва Толстого «Анна Каренина».

На самом деле, «Анна» и «Левин» — дилогия: самостоятельные, но связанные между собой спектакли. Режиссер Сергей Афанасьев разрабатывал две сюжетные линии: трагедию Анны и Вронского на фоне счастливого брака Левина и Кити. «Прикосновение к творчеству Толстого, тонкого наблюдателя и чуткого психолога, — интересный, новый, интригующий опыт, дающий широкие возможности для воплощения традиций русского психологического театра», — подчеркивает Сергей Афанасьев.

Спектакль «Анна» — о трагической любви Анны Карениной и Алексея Вронского — представляет собой размышления о человеке и обществе. Меняются эпохи, но во все времена человек вынужден приспосабливаться, встраиваться в рамки норм и правил. Реально ли при этом обрести счастье? В «Левине» показана вторая пара героев, Константин Левин и Кити Щербацкая, сумевшие найти гармонию в отношениях. Здесь выражены философские и духовные искания самого Толстого — кстати, персонаж писателя тоже появится на сцене.

В дни премьерных показов — 20, 21, 23 и 24 ноября — спектакли «Анна» и «Левин» будут играться в один вечер с двумя антрактами.

18, чт
Минусинск

Когда семья создается не по любви, а по принуждению, когда свобода видится лишь в избавлении от опостылевшего брака — трагедия неизбежна. Но что, если человек лишь в последний момент понимает свои истинные чувства?
Пьеса Маргариты Кадацкой, написанная по мотивам пронзительного рассказа Антона Чехова «В рождественскую ночь», легла в основу одноименного спектакля Минусинского драматического театра, премьера которого состоялась вчера на площадке Центра культурного развития. Над постановкой работала Ирина Дрёмова, уже знакомая минусинцам по спектаклю 2020 года «С любимыми не расставайтесь». На этот раз зрителей ждет новый опыт погружения в действие — им предстоит занять места прямо на сцене и ощутить себя непосредственными свидетелями разворачивающейся драмы.

Ближайшие показы спектакля — 18 и 23 ноября.

17, ср
Новосибирск

«...простите меня, не презирайте меня, мне хочется пожить получше!», — признается Настя из комедии Александра Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Именно этой мечте подчинены решения, стремления, поступки и остальных персонажей пьесы. Можно ли наладить благосостояние и при этом остаться достойным, верным себе человеком? Уже сегодня зрителям театра «Глобус» удастся поразмышлять над этим вопросом, наблюдая за мытарствами девушки, попавшей в безвыходное, казалось бы, материальное положение, а вместе с тем утратившей шанс на личное счастье.

И хотя в самом названии драматург дает небольшой «спойлер» на успешное разрешение ситуации, остается загадкой, насколько случившееся изменит героев. «В этой пьесе даны очень острые обстоятельства. Люди доведены до какого-то предела нищеты. И это настолько страшно, что смешно. Это абсурдистская русская реальность. Метафизическая, которая не меняется никогда, несмотря на смену эпох», — комментирует актуальность выбранного материала режиссер Иван Орлов. Какими новыми смыслами заиграет в наши дни закрученный сюжет Островского — узнаем 17 и 18 ноября.

16, вт
Красноярск

Вчера концертом Алексея Айги и его уникального ансамбля «4’33»" открылся фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск» — совместный проект Международного фестиваля-школы «Территория», Московского музея современного искусства и крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс».

За неделю — с 15 по 21 ноября — гостям масштабного форума удастся побывать на нескольких площадках города и стать свидетелями самых разнообразных культурных событий. Зрителям представится возможность увидеть прославленные московские и региональные постановки, среди которых моноспектакль Ингеборги Дапкунайте «Sveiki sulaukę» / «Привет дождавшимся», «Три сестры» новосибирского «Красного факела», сразу две части «Мертвых душ» лесосибирского театра «Поиск», «Lё Тартюф. Комедия» Театра на Таганке.

Помимо спектаклей, в рамках фестиваля пройдут показы двух специально созданных перформансов и серия читок современных пьес, а насыщенная образовательная программа порадует участников и слушателей лекциями и мастер-классами ведущих театральных деятелей: Ингеборги Дапкунайте, Романа Должанского, Тимофея Кулябина, Нияза Игламова, Анны Абалихиной, Евгения Стодушного и других.

За «внетеатральную» афишу отвечает показ фильма «Пылающий» — экзистенциального триллера корейского режиссера Ли Чан-Дона, а также выставка Саши Фроловой «Формы чудесного», которую представит Московский музей современного искусства.

Подробнее с программой фестиваля можно ознакомиться на сайте.