Новости

    • 2

Сентябрь, 2021

17, пт
Норильск

На пороге открытия сезона находится Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского.
Уже завтра зрители увидят премьеру, финалившую сезон предыдущий, — «Кровавую свадьбу» Федерико Гарсиа Лорки поставил Сергей Потапов. Нет сомнений в зрелищности и динамичности этой трагедии, ведь якутский режиссер известен своей экспрессивной манерой в творчестве.
Впереди же еще несколько интересных событий — премьера комедии по пьесе Михаила Булгакова «Полоумный Журден» в постановке Александра Исакова, лаборатория современной драматургии «Полярка», посвященная скандинавским пьесам, а 6 ноября состоится торжественный вечер, посвященный 80-летию театра.
Пусть сбудутся все планы — успехов и побед вам, коллеги!

16, чт
Новокузнецк

Небанально открывает свой сезон Новокузнецкий драматический театр — сегодня здесь состоится премьера черной комедии Мартина МакДоны «Палачи». Действие пьесы разворачивается в 1965 году в Великобритании. Гарри Уэйд — владелец паба, а заодно второй лучший палач в стране, переживающий отмену смертной казни. И вот паб заполняется людьми, у которых есть различные мотивы, касающиеся профессии Гарри.

Как отмечает исполнитель центральной роли Андрей Ковзель, «Палачи» — «достаточно легкий, казалось бы, спектакль, за которым стоит глубокая психологическая и философская работа». Режиссер Ярослав Рахманин подтверждает, что работа была проведена масштабная, однако при этом подчеркивает: «Для меня важно, чтобы пьеса нравилась мне, артистам — вообще всем, кто занят в процессе, чтобы все кайфовали».

Надеемся, эти же чувства испытают и зрители — премьерные показы «Палачей» пройдут 16 и 17 сентября, 3 и 24 октября.

15, ср
Барнаул

Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина довольно часто проводит разнообразные творческие лаборатории, и сентябрь не обошелся без одной из них. В прошлом сезоне для эскизов были взяты пьесы самого первого сезона 1921-1922 годов, а теперь здесь обратились к современной драматургии, назвав проект «НА100ЯЩЕЕ ВРЕМЯ».

Сейчас идет репетиционный процесс: Петр Незлученко работает с пьесой Олега Михайлова «Клятвенные девы», Дмитрий Акимов выбрал «Космос» Алексея Житковского, а Артем Терехин — «Исход» Полины Бородиной. Руководит проектом «отец» всех режиссерских лабораторий Олег Лоевский.

Показы эскизов пройдут 18 и 19 сентября, и велика вероятность, что какое-то из названий войдет в репертуар театра.

14, вт
Москва

В Москве стартовал фестиваль молодой режиссуры «АРТМИГРАЦИЯ».

С 2013-го продолжается эта инициатива Союза театральных деятелей РФ, и каждый год в столицу съезжаются яркие спектакли молодых режиссеров, работающих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. В этот раз в афише встретились Национальный театр Карелии, Бурятский театр драмы имени Хоца Намсараева, новосибирский «Первый театр», Буинский государственный драматический театр, тюменский Молодежный театральный центр «Космос» и Театральная мастерская «ТеМа», казанский MOÑ, а сегодня зрители увидят «Золото» Прокопьевского драматического театра.

13, пн
Сургут

Все еще продолжают выходить спектакли, отложенные из-за пандемии, и такой премьерой открыл новый сезон Сургутский музыкально-драматический театр.
«Коварство и любовь» по драме Фридриха Шиллера поставила руководитель актерского курса берлинской Высшей школы театрального искусства «Эрнст Буш» Антье Вебер — сейчас руководить финальным этапом ей пришлось онлайн.

События пьесы Шиллера перенесены из XVIII века в наши дни — режиссер считает, что проблема мезальянса сегодня не исчезла, а, напротив, обострилась: общественные отношения пронизаны неравенством. «В Германии я бы, возможно, ставила этот спектакль по-другому, отражая реалии этой страны, — говорит Антье Вебер. — Но в любом случае у нас родилась актуальная, очень человеческая история — не только для России, а вообще для современного мира».

Бороться за свою любовь главным героям приходится уже не со злодеями в напудренных париках, а с целой госкорпорацией.
После состоявшихся премьерных показов «Коварство и любовь» отправится на гастроли в Ханты-Мансийск, так что на родной сцене в ближайшие недели спектакль увидеть не удастся.

10, пт
Барнаул С Новым годом и Рождеством!

Роман британского писателя Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки», выпущенный в 2003 году, и сегодня является популярным в разных странах — как среди взрослых, так и у подростков. В центре сюжета — 15-летний Кристофер Бун, особенный мальчик с синдромом Аспергера. Начиная вести расследование убийства соседской собаки, он движется к поиску ответов на важные для себя вопросы: как верить людям? Как найти свое место и воплотить в жизнь мечты?

Роман вскоре был адаптирован Саймоном Стивенсом в одноименную пьесу и стал довольно активно попадать в репертуары театров. Накануне состоялась очередная премьера — «Загадочное ночное убийство собаки» поставили в Молодежном театре Алтая.
«Я очень надеюсь, что зритель поймет важность и нужность темы произведения и спектакля — они не про аутизм на самом деле, а про межчеловеческое общение», — говорит режиссер Андрей Воробьев.

Следующие показы «уравнения с двумя неизвестными» пройдут в октябре.

9, чт
Новосибирск

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» представляет сегодня первую премьеру сезона — на малой сцене главный режиссер Алексей Крикливый выпускает спектакль «Генерал и его семья».

Роман Тимура Кибирова, положенный в основу, в минувшем году получил премию «Большая книга» — автор позиционирует его как исторический. Действие происходит в 1970-х годах — генерал-майор Василий Иванович Бочажок ожидает приезда дочери Анны, но и предположить не может, что эта встреча поставит его перед нелегким выбором.

Алексей Крикливый считает, что имена своим героям Кибиров раздал неслучайно: «Это должен быть исторический анекдот. Наш сценический способ — не пародирование действительности, а игровая шутка, комикс, скетчи. Смыслово же в этой истории для меня важно принятие детьми своих родителей такими, какие они есть. Нужно не обвинять их за свою, быть может, не слишком удачную судьбу, не сваливать собственные неудачи на ошибки воспитания, а постараться понять и принять их».

Премьерные показы «Генерала и его семьи» в главной роли с заслуженным артистом РФ Ильей Паньковым пройдут 9 и 10 сентября, 1 и 23 октября.

7, вт
Екатеринбург

Раз в два года на несколько дней центр театральной жизни страны традиционно переносится на Урал. Именно это явление можно наблюдать и сейчас: с 5 по 10 сентября в Екатеринбурге царит праздничная атмосфера XVI Всероссийского фестиваля «Реальный театр» — одного из самых масштабных театральных форумов.
В этом году его основатель и бессменный арт-директор Олег Лоевский отобрал в афишу спектакли из Новосибирска, Перми, Тюмени, Санкт-Петербурга, Москвы, ну и, разумеется, самого города-хозяина. Помимо Екатеринбургского ТЮЗа, выступающего организатором события, гостей принимают сцены Театра оперы и балета, Свердловского театра драмы, Ельцин Центра и Коляда-театра.

В отличие от многих других фестивалей, на «Реальном» волнение участников не ограничивается рамками показа — ведь после они попадают на обсуждение спектаклей приглашенными экспертами и молодыми критиками. Что ж, надеемся, в этом году оценки будут только положительные — по крайней мере, всем того желаем!

4, сб
Барнаул

Свой юбилейный сезон Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина открыл отложенной премьерой — спектакль «Непрощенная» планировали выпустить к 75-летию Победы, но из-за пандемии выходит он только сейчас.

Роман Альберта Лиханова поставлен на сцене впервые — его называют самым трагическим из цикла писателя о судьбах русских подростков. В центре повествования — судьба 16-летней деревенской девочки, втянутой в круговорот войны. Чтобы спасти свою жизнь, она делает шаг, который становится причиной отчуждения окружающих людей. Создавая роман, Альберт Лиханов опирался на реальную историю юной Алены Никишиной.

Режиссер Евгений Гомоной вслед за автором пытается ответить на вопрос, совершила ли героиня предательство или же нашла единственно возможный выход: «Но главное, есть ли у нас право эти поступки оценивать и судить? Каждый решит сам для себя». Премьерные показы «Непрощенной» пройдут сегодня и завтра, после этого спектакль можно будет увидеть в октябре.

2, чт
Южно-Сахалинск

Свой сентябрь Чехов-центр начнет с «Кроткой» — повесть Федора Достоевского под финал прошлого сезона поставил художественный руководитель театра Александр Агеев. По его признанию, с этим текстом он прожил четыре года: «Я его читал, возвращался, отбрасывал, возвращался снова. И, кажется, теперь готов к нему».
Камерная история о любви и ненависти звучит исповедью главного героя в исполнении Леонида Всеволодского: «Он жалок, неприятен, но это человек, которого никогда не любили, изгой вырос и пытается взять реванш за былые унижения. Все уже свершилось невозвратно, и мы лишь реконструируем событие, отматывая пленку назад. Можете считать, что это спектакль в жанре глюка, все происходящее на сцене существует только в сознании моего героя», — говорит актер.

Один из центральных символов постановки — кукла. В открывающей сцене уже присутствует детализированный манекен, слепленный с исполнительницы женской роли Анастасии Солдатовой; пупсы разбросаны по сцене, свисают с потолка, и венчает всё это звучащая рефреном композиция группы «Пикник» «Кукла с человеческим лицом». И после столь откровенного образа как же прозвучит финальная фраза героя: «Люди, любите друг друга»?

1, ср

Лето осталось позади, зато в театрах как раз начинаются самые жаркие дни — почти все вышли из отпуска и приступили к новым постановкам. Возвращаются в прежний режим и новости «Ново-Сибирского транзита» — мы готовы делиться событиями театральной жизни Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Одним из первых открыл сезон Драматический театр Шарыпово, при этом объединившись с лесосибирским «Поиском» и Драматическим театром Мотыгино. Традиционно в конце августа здесь проходят интереснейшие творческие лаборатории под руководством Павла Руднева — нынешняя получила название «Берлин 23/1». «Ну, вот — сбываются мечты. Много лет подряд я пытался обустроить лабораторию по фантастике, как-то раскрыть театральный потенциал фэнтэзи, научпопа. Наталкивался на целый ряд стереотипов: дорого, нетеатрально, бессмысленно соревноваться с кино и т. д. И вот в легендарном Шарыпово со второго захода (первый съела пандемия), вроде, получается», — поделился Павел Руднев в социальных сетях.

В итоговый день прошли показы трех эскизов: Александр Баркар представил «Гамлета на дне» по рассказу Леонида Каганова, Никита Кобелев — «Спящих» Марюса Ивашкявичюса, а Людмила Исмайлова — «Какая прелестная школа» Ллойда Биггла-мл. Любопытно, возьмут ли театры эскизы в дальнейшую разработку — будем следить за новостями!

Июнь, 2021

30, ср
До скорого!

Многие театры уже ушли в отпуск, настало время сделать перерыв и нам. Спасибо вам, дорогие коллеги, что дали столько прекрасных поводов для новостей — пусть следующий сезон будет еще насыщеннее и интереснее!

Мы были счастливы увидеться с вами на «Ново-Сибирском транзите»−2021, и, чтобы время до следующей встречи бежало быстрее и веселее, делимся воспоминаниями о фестивале, запечатленными в альбоме «Звездная околесица».

29, вт
Новосибирск

Финальной точкой сезона в «Первом театре» станет премьера спектакля «Марьино поле» — пьесу Олега Богаева поставил художественный руководитель Павел Южаков. Он уже работал с этой пьесой — в 2019 году выпустил «Марьино поле» со своим курсом в Новосибирском театральном институте. «Мы долго думали о целесообразности и возможности переноса спектакля в театр. Я хотел этого всегда, потому что та заявка, которую мы делали со студентами, как мне кажется, получилась. Сейчас у нас появилось много новых артистов, изменились некоторые ходы, но общая концепция осталась той же», — рассказал режиссер порталу «Сиб.фм».
Три женщины, проводившие своих любимых на войну, провели всю жизнь в ожидании. И вот, спустя 60 лет после победы, они отправляются встречать мужей на далекий вокзал — так начинается череда мистических событий, а запустившийся маховик времени показывает зрителям уже совсем не тех героинь, с которыми они познакомились в самом начале.

По композиции — это типичное road movie, по сюжетным поворотам — фантасмагория, и все же Павел Южаков дал спектаклю жанровое определение «мистическая комедия»: «Это разговор со временем и смертью через фантазию и эпос. Совершая свое путешествие, героини соединяют настоящее и прошлое. Их путь — своеобразная машина времени».
Премьерные показы «Марьина поля» — 29 и 30 июня.

25, пт
Екатеринбург

Ровно половину пути к текущему моменту прошагал Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays», открывшийся в Екатеринбурге 20 июня. Фестиваль в этом году проходит уже в четырнадцатый раз, и в его программе, как и всегда, спектакли российских и зарубежных театров, созданные по пьесам Николая Коляды и его учеников.

На фестиваль поступило почти сто заявок, из них в итоговую программу вошли 29 постановок, среди которых «Я (не) люблю Алматы» казахстанского арт-убежища «BUNKER», «Русская смерть» сербского театра «Ателье 212». Будет также организована видеотрансляция болгарской постановки по пьесе Олега Богаева «Леди Макбет Мценского уезда» Национальной академии театрального и киноискусства им. Крыстё Сарафова.

Впервые решено, что оценку спектаклям будут давать зрители, а не эксперты — на каждой площадке стоит урна для голосования. Итоги будут подведены 30 июня на торжественной церемонии.

24, чт
Хабаровск

Хабаровский краевой театр драмы готовится закрывать сезон сразу двумя премьерами. Сначала зрителям предлагают перенестись во вторую половину XIX века и прожить историю героев пьесы Александра Островского «Последняя жертва»: молодая вдова, ослепленная чувствами, готова на все ради повесы, проматывающего ее состояние, — способен ли он оценить эту жертву?
Премьерные показы постановки Никиты Ширяева пройдут 25, 26 и 27 июня.
А в начале июле состоится премьера документального проекта «Женщины Сергея Есенина, или Любовь хулигана». Впервые постановка Валентины Любичевой была показана на конкурсе самостоятельных актерских работ «Новые грани» и получила приз «За актерский ансамбль». В основу спектакля вошли письма поэта, воспоминания из дневников самых близких ему людей — зрителей ждет встреча с Есениным, который был безудержной природной стихией. Премьера спектакля состоится в рамках «Года литературы и поэзии-2021».