Новости

    • 2

Сентябрь, 2020

30, ср
Томск

К завершающему этапу подходит Детская документальная театральная лаборатория в Томском ТЮЗе — впереди премьера спектакля «Когда мама была маленькой».
Основой для него стали детские воспоминания и семейные истории томичей.
Драматургом проекта выступает Алексей Житковский, а режиссером — Марфа Горвиц.
«Мы такая кочующая дружина: приезжаем в город, собираем мам и их детей и делаем про них спектакль их же руками. Мамы рассказывают нам истории, они же с детьми делают декорации, дети играют в этом спектакле и всем очень весело», — рассказал Алексей Житковский. В итоге рождается спектакль о юношеских проделках и страхах, обидах и радостях, неудачах и триумфах мам и пап, а с историей семьи пересекается и история конкретного города.
С драматургом, режиссером, художником Аленой Смирницкой и хореографом Натальей Шургановой участники создавали актерские этюды, придумывали пластическое решение, делали декорации, костюмы и реквизит спектакля.
«Каждый раз к работе неповторимый подход, но есть „набор инструментов“, который мы используем в лаборатории. Наш принцип — все декорации сделаны вручную детьми и родителями под руководством художника. Эстетика спектакля — абсолютно домашний, семейный формат. Какие именно будут арт-объекты, зависит от историй. К примеру, в Красноярске мы делали большую серебряную елку, в Томске будем мастерить „запорожец“», — делится Марфа Горвиц.

Премьера лампового спектакля, объединяющего семьи, состоится 1 октября.

Лаборатория реализуется в рамках объединенного проекта VI областного молодежного фестиваля «Театр в кармане», «Арт-лабораторий» Международного фестиваля-школы «Территория» и компании СИБУР.

29, вт
Канск Новосибирск

Каждый день дарит нам все больше открытий — открытий сезонов. И мы поздравляем с началом работы еще два сибирских театра!
В минувший уик-энд представил премьеру Канский драматический театр — здесь наступил «Тот самый день» Ярославы Пулинович.
Главный режиссер Артем Галушин превратил историю о 37-летней Марии, решившей пуститься в срочные поиски потенциального отца своего ребенка, в сатиру над сегодняшней реальностью. В октябре ожидается еще две премьеры — «Как Баба-яга Соловья-разбойника женила» и «Любовь людей».

А Новосибирский городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева открыл 33-й сезон новым спектаклем для детей. Выпускник НГТИ Олег Лукашов поставил музыкальную сказку «Приключения Айболита и его друзей» по мотивам произведения Корнея Чуковского, уделив особое внимание таким важным понятиям как дружба, доброта, взаимопомощь.

Желаем театрам успешного сезона и чутких зрителей!

26, сб
Новосибирск

Две премьеры подряд представил новосибирцам театр «Красный факел». На прошлой неделе с большим успехом прошли показы сатиры Александра Сухово-Кобылина «Дело» в постановке Дмитрия Егорова. А теперь настало время для гангстерского фарса — «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта воплощается как площадной аттракцион.

Историю восхождения Артуро Уи, превращения посредственности в хозяина положения режиссер Глеб Черепанов рассматривает через призму вопроса: что толкает человека к всепоглощающему стремлению быть самым успешным и влиятельным? «Эта тема современна как никогда. Мы на бытовых примерах видим значимость подобных целей — люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам, подставляя других, предавая. И Артуро Уи — прямое выражение этого психоза. Почему это происходит, откуда берется? Эти вопросы меня волнуют», — говорит режиссер.

Яркое сценическое действо с оглушающим финалом — на Большой сцене «Красного факела» уже сегодня.

25, пт
Владивосток

«Еще ни один спектакль не занимал у нас столько времени, финансов и сил», — признался главный режиссер Приморского драматического театра им. М. Горького Ефим Звеняцкий. Речь идет о «Мастере и Маргарите» — премьера должна была состояться еще весной, но в итоге зритель увидит ее спустя полгода.

Ефим Звеняцкий уже обращался к роману Михаила Булгакова — в начале 90-х на той же сцене шел спектакль, разделенный на два вечера. Конечно, сегодняшняя постановка будет отличной от той, что случилась четверть века назад. Драматург Елена Исаева нашла новое композиционное решение, уместив объем романа в остросюжетную пьесу, где в центре — неистовая страсть и вера в потусторонние силы женской всепрощающей и всепобеждающей любви.

«Мы старались избегать политического контекста, главным для меня в спектакле, в романе Булгакова стало другое, — комментирует Ефим Звеняцкий. — Я говорю со зрителем о том, что добро и зло живет в каждом из нас, что люди в глубинной своей сущности не меняются со времен Иешуа и Понтия Пилата, что это — вечная история про каждого из нас. Я делал добрый спектакль, теплый и внутренне красивый».
Испытать действие «Мастера и Маргариты» на себе зрители смогут 25, 26 и 27 сентября.

24, чт
Барнаул

Впереди у Молодежного театра Алтая волнующий месяц — все отложенные из-за карантина спектакли выходят, наконец, на сцену. Сегодня и завтра, пожалуй, одна из главных премьер осени в Барнауле — «Гамлет» Уильяма Шекспира. Поставила «Гамлета» Татьяна Безменова, известная в городе как автор пластических решений ко многим спектаклям. Впрочем, в роли режиссера-постановщика она не дебютирует — на сцене МТА она уже ставила «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше.

Для работы режиссер выбрала перевод Михаила Морозова — не самый, казалось бы, очевидный, но очень интересный: прозаический перевод-исследование с большим количеством комментариев.
Художник Алексей Паненков, отталкиваясь от режиссерского замысла, придумал пространство в виде гигантской библиотеки, одновременно отсылающее к детской комнате Гамлета. «Суть декораций в том, что они становятся мышеловкой внутри дворца, в которую попадают все персонажи. У нас есть возможность подчеркнуть главную мысль: когда ты строишь мышеловку, очень велика вероятность, что в ней окажешься ты сам, а также близкие и любимые люди», — комментирует режиссер.

Уже через несколько часов первые зрители попытаются отыскать ответы на главные вопросы: что нас ждет за пределами мира, существует ли бессмертие души или впереди только хаос и смысла в борьбе нет?

23, ср
Новосибирск

«Память города, собранная по крупицам. Память о далекой войне и погибших родных. Новосибирск как пристанище эвакуированных: заводы, театры, эвакогоспитали. Жизнь тыла: изнурительный труд женщин и детей, жесточайший дисциплинарный режим, все для фронта, все для победы. Письма с фронта: слова поддержки, нежность и забота о семье. Любовь и смерть».
Так Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» представляет первую премьеру сезона — документальный спектакль «Танго морген, танго пли», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Была проделана огромная работа по подготовке — режиссер Анастасия Патлай и драматург театра и кино Андрей Иванов общались с новосибирцами, встречались с работниками музеев, хранящими интервью ветеранов. Позже Екатерина Бондаренко написала на этой документальной основе пьесу, куда вошли и истории, рассказанные актерами театра «Глобус».

«То, что мы делаем с актерами, — это работа с памятью. Как нас сформировала эта память о войне? Память или непамять — что одинаково мощные события для нас, одинаково сильно нас сформировавшие», — говорит Анастасия Патлай.
Премьерные показы «Танго морген, танго пли» пройдут 23 и 24 сентября и 1 октября.

22, вт
Омск

Поиграть с человеческой памятью и моральными установками решил режиссер Анджей Бубень в Омском академическом театре драмы, выбрав основой для этого трагическую комедию Фридриха Дюрренматта. Сегодня зрители увидят, наконец, «Визит дамы», запланированный изначально на весну этого года, но перенесенный в итоге на осень.

Режиссер уверен, что сегодня пьеса Дюрренматта выстреливает едва ли не сильнее, чем полвека назад: «Сейчас настало то время, когда в театре снова нужно говорить о таких важных вещах, как нравственность, порядочность, честность, ответственность. Что сегодня для нас важнее: количество нулей на наших счетах или моральные качества? Насколько человек готов перейти все границы нравственного ради обеспеченной жизни? Мы ведь редко задаем себе эти вопросы».

19, сб
Лесосибирск

Три года назад в Лесосибирском драматическом театре «Поиск» состоялась премьера спектакля «Мертвые души», который мгновенно влюбил в себя зрителей и очень быстро завоевал фестивальное признание. На "Ново-Сибирском транзите«-2018 актерскому составу спектакля — Олегу Ермолаеву, Максиму Потапченко и Виктору Чарикову — были вручены награды за «Лучшую мужскую роль».

И вот — подарок для поклонников!
Режиссер Олег Липовецкий продолжает фантазировать и представляет сегодня премьеру «Мертвые души. Второй том». Инсценировку сделал сам режиссер, основываясь на сохранившихся черновиках Николая Гоголя, его письмах к друзьям, воспоминаниях современников и реконструкции Юрия Авакяна. Главным героем по-прежнему остается гоголевский Смех, а персонажей вновь изображает великолепное трио тех же актеров.

18, пт
Екатеринбург

Еще одна отложенная премьера обретает зрителя — в Свердловском академическом театре драмы сегодня сыграют «Близость».

Пьеса Патрика Марбера, которого называют «британским Чеховым», в России известна прежде всего по фильму со звездным составом: Натали Портман, Джуд Лоу, Джулия Робертс, Клайв Оуэн. Между тем, «Близость» является хитом европейской театральной сцены.
В этой психологической драме переплетаются жизни четырех людей, и рождается история о возникновении чувств, об умении их сохранять, о красоте и травматичности взаимоотношений.

Режиссер Михаил Заец, отмечает, что «мы часто боимся правды об отношениях и не привыкли говорить о тех вещах, которые происходят внутри каждого из нас». Сам он не испугался откровенного разговора — неслучайно театр предупреждает, что ограничение по возрасту на спектакль «Близость» 21+, и просит зрителей иметь при себе подтверждающий документ.

18, пт
Хабаровск

Вместе с театрами возобновил свою работу и всероссийский проект «Большие гастроли». На этой неделе стартовали первые межрегиональные обменные гастроли — между Хабаровским краевым театром драмы и Санкт-Петербургским театром юных зрителей им. А. Брянцева.

В гастрольной афише питерцев — «Бедная Лиза», «Сказка о потерянном времени», «Зимняя сказка», «Человек в футляре», «Плыл кораблик белопарусный». А хабаровчане выбрали спектакли «Леди на день», «Собачье сердце» (на фото), «По щучьему велению», «Василиса Прекрасная» и «Мой бедный Марат».
Гастроли завершатся 20 сентября, а юбилейный 75-й сезон Хабаровский театр драмы откроет 26 сентября одним из самых масштабных спектаклей репертуара «Муравьев. Граф Амурский».

17, чт
Санкт-Петербург

Накануне вечером подвел итоги XVII Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». Безусловными фаворитами стали Новосибирский молодежный драматический «Первый театр» и Бурятский национальный театр кукол «Ульгэр».
Чудесная «Тоня Глиммердал» по книге норвежки Марии Парр «Первого театра» стала лучшим спектаклем, отмечены «Арлекинами» Ольга Обрезанова (на фото) за работу драматурга (она же — и режиссер спектакля), Елизавета Кузнецова и Алина Трусевич за женскую роль, Антон Болкунов за работу художника по костюмам. Кроме того, история Тони-Грохотони получила специальный приз генерального информационного спонсора «Радио России» «За интерпретацию современной детской прозы». Постановка Яны Туминой и Александра Балсанова «...и звали его Домино» тоже получила пять наград — в копилке театра из Улан-Удэ «Арлекины» за режиссуру, лучший актерский ансамбль, отмечены хореограф Резида Гаянова и художник по свету Андрей Миронов. Свое сердце отдала спектаклю и Ассоциация театральных критиков.

Мы поздравляем лауреатов и бесконечно радуемся, что для детей и подростков сегодня выпускаются такие прекрасные и значимые спектакли!

17, чт
Новокузнецк

Дан старт III Международному фестивалю камерных спектаклей «ОКНА», организованному Новокузнецким драматическим театром. На этот раз, правда, приходится проводить его онлайн, ведь театры в Кемеровской области пока не открыты.

В этом формате «ОКНА» продлятся до 16 декабря — в программу вошли 20 российских и зарубежных камерных спектаклей, трансляции которых будут вестись еженедельно на YouTube-канале Новокузнецкого драматического театра. По результатам зрительского голосования, которое пройдет на сайте театра, три лучших спектакля примут участие в Межрегиональном фестивале «Кузбасс-fest» осенью 2021 года.

Кроме показов спектаклей, в рамках фестиваля состоятся мастер-классы и паблик-токи. Участники обменяются мнениями о том, как современный театр и индустриальные города способны влиять друг на друга. Кураторами программы выступят театральные критики Александр Вислов и Ника Пархомовская.

16, ср
Красноярск

Первой премьерой нового сезона в Красноярском театре юного зрителя стал спектакль, адресованный подросткам и всем, кому интересна тема взросления. Никита Бетехтин выбрал для постановки пьесу Алексея Олейникова «Хлебзавод», вошедшую в шорт-лист фестиваля современной драматургии Любимовка-2018.
По сути, пьеса и спектакль сотканы из монологов учеников старшей школы, отправившихся на экскурсию на Хлебзавод им. Бориса и Глеба, чтобы узнать, «как создается чудо хлеба». Зрители погружаются во внутренний мир героев — узнают об их переживаниях, страхах, рефлексии. Но постепенно в этих голосах начинает проступать все больше инфернального абсурда, и рядовая экскурсия превращается в некое мистическое действо.

Сам театр преподносит спектакль как «сюрреалистический, со множеством метафор, актуальным визуальным решением и плотной звуковой средой». После сегодняшнего премьерного показа «свежий замес в девяти эпизодах» можно будет увидеть лишь в ноябре.

16, ср
Тюмень

Театральный центр «Космос» представляет сегодня уникальный интерактивный спектакль «Тишина Севера» — и уникальным мы называем его не столько из-за формы, сколько из-за выбранной темы. Но обо всем по порядку.

Спектакль представляет собой телефонный разговор в WhatsApp для одного зрителя — в назначенное время, указанное в купленном билете, раздается звонок, и остается лишь поднять трубку.
Режиссер Элина Куликова вместе с командой проекта провела интервьюирование представителей коренных и малочисленных народов Севера и на основе их рассказов создала пьесу для постановки. Проходит несколько «показов» в день, и каждый участник погружается в личную историю представителя народов ханты и манси — при этом «зритель» может задать любые интересующие вопросы. В проекте приняли участие актеры из Екатеринбурга, Омска и Тюмени.

11, пт
Екатеринбург

Театральная жизнь начинает обретать новые краски и почти у всех театров вызревают планы на сезон. Екатеринбургский Центр современной драматургии сформировал премьерную афишу вплоть до лета 2021 года.

Первой премьерой осени станет «Солнечная линия» — пьеса Ивана Вырыпаева, кстати, судя по поступающим новостям, будет очень популярна в этом сезоне. В ЦСД драмеди на двоих поставят и разыграют Алиса Кравцова и Григорий Ильин. В октябре ожидается премьера от главного режиссера Антона Бутакова — и впервые он обращается к классике: для «дебюта» выбрана «Гедда Габлер» Генрика Ибсена. Далее жуткую и прекрасную «Королеву красоты» Мартина МакДонаха поставит актер и режиссер ЦСД Илья Калин. Весной Антон Бутаков продолжит линию классики — на этот раз советской. Спектакль по очень непростой «Плахе» Чингиза Айтматова будет сочетать драматическую и пластическую составляющие. Ну а последней премьерой сезона станет пока безымянный проект известного кинорежиссера Алексея Федорченко.

Желаем, чтобы все планы — и даже сверх того — сбылись!