Новости

    • 2

Январь, 2021

30, сб
Новосибирск

В декабре в театре «Старый дом» дом состоялись первые читки проекта «Дисциплина», а в завершающие январь выходные пройдет второй этап. Напомним, что «Дисциплина» представляет собой фабрику нарративного театра — под руководством кураторов 11 драматургов из разных городов (и даже стран) написали пьесы о сегодняшнем дне по канонам реалистического театра. Организаторы позиционируют их как захватывающие истории с яркими героями — «как в сериалах».
30 и 31 января пришедшие на читки познакомятся с пьесами «Не уйдем!» Булата Минкина, «Марго» Надежды Фроловой, «Катапульта» Дмитрия Богославского, «Анна поет» Натальи Ключаревой, «Подневольный человек» Марии Михелевой, «После Бали» Исмаила Имана, «23 минус и 45 плюс» Ирины Козловской. Что ждет зрителей? Говорят, не просто злободневные истории, но еще и, например, препарация эйджизма, размышления о техногенном, сеанс коллективного смеха сквозь слезы. А примут участие в читках не только актеры «Старого дома», так что будут сюрпризы.

Выбирайте что-то одно или приходите на всё сразу — насыщенные выходные послужат хорошей зарядкой для мозга! Для тех же, кто не может присутствовать на событиях лично, будут вестись онлайн-трансляции на youtube-канале.

29, пт
Минусинск

Если сыграть в игру с перечислением пьес Александра Островского, есть вероятность, что одной из последних будет названа «Блажь». Она действительно не является самой очевидной и популярной, однако все же постепенно выходит и из ряда забытых. Очередной шаг к этому помогает сделать Минусинский драматический театр, где сегодня состоится премьера «Блажи» в версии Алексея Песегова.

Строго говоря, «Блажь» — пьеса не Островского. Она была написана малоизвестным драматургом Петром Невежиным, однако сюжет оказался несколько смел, и цензоры пьесу забраковали. Невежин обратился за помощью к Островскому, который доработал пьесу — в итоге она вышла в соавторстве и быстро получила популярность в ведущих театрах.

Речь в ней, конечно же, о любви. Еще точнее, о коварстве и любви. Помещица-вдова без памяти влюблена в своего молоденького управляющего, который, впрочем, кружит голову не ей одной. Причуда «любви» — именно так, закавычив чувственное слово, Алексей Песегов определяет жанр своей постановки. Премьерные показы комедии о том, «как чувства и страх потерять свое счастье преобладают над разумом и здравым смыслом», пройдут 29, 30 и 31 января.

28, чт
Бийск

Блок премьерных показов спектакля «Мятель» готовится Бийском драматическом театре — зрители смогут окунуться в вихрь повести Александра Пушкина. Режиссер Виктория Печерникова неслучайно выбрала именно такое написание названия — метель в ее спектакле не только природное явление, а почти одушевленное существо, герои же — мятущиеся жертвы, которыми руководит таинственная сила.

При этом в «Мятели» очень важен элемент игры. Виктория Печерникова играет и с самим текстом, вплетая в него, например, фрагмент баллады Василия Жуковского «Светлана» или письма Александра Пушкина, адресованные Наталье Гончаровой. «Мы хотели глубже окунуться в биографию Пушкина, посмотреть, в каком контексте он находился в момент написания „Метели“, — говорит Виктория Печерникова. — Хотя, вообще, работа с прозой в данном случае не предполагает написания инсценировки, и мне это близко. Именно от авторской оценки возникает эта ирония и легкость. „Метель“ — большая интрига и шутка Александра Сергеевича».

Нежный, страшноватый и веселый спектакль «Мятель» первые зрители уже оценили в декабре, а тех, кто не успел, ждут на «игру с судьбой» 29, 30 и 31 января.

27, ср
Братск

На минувшей неделе повод для огромной радости был у Братского драматического театра. Здесь не играли спектакли на зрителя с 20 марта 2020 года, и вот — спустя ровно 10 месяцев — театр, наконец, открыл свои двери. Конечно, пока не было этой возможности, работа все равно не останавливалась — премьеры выпускались онлайн: так зрители увидели, например, «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Панночку». мссритчи о неСвободе «Прекрасное Далёко». Пьеса Данилы Привалова не теряет своей популярности у режиссеров, и это легко объяснить — она задает простые и вместе с тем очень важные вопросы.
«Очень трудно жить с ощущением, что все закончилось. Очень трудно жить с ощущением, что все прожито и больше ничего не будет. Очень трудно ждать чего-то из ниоткуда. Очень трудно жить в никуда» — говорит мудрый Саныч, один из шести героев этой истории.

Где оно, наше прекрасное далёко?

26, вт
Челябинск

2021-й стартовал в Челябинском молодежном театре с экспериментальной премьеры. Пластический спектакль «Трованты» родился из идеи Владислава Морозова и Елены Пришвицыной — хореографов Челябинского театра современного танца под управлением Ольги Пона. В основу легли скандинавские легенды о живых камнях, в которых обитают злые духи, похищающие души смертных. Однако сюжет условен — «Трованты» становятся медитативным погружением в мистическое. «Давно витала мысль сделать пластический спектакль на артистов драматического театра, потому что они по-другому двигаются, по-другому мыслят, нежели танцовщики, — объяснили свой замысел постановщики. — Они могут общаться друг с другом с помощью взгляда, им проще объяснять состояния, в которые они должны погрузиться. Нам хотелось не столько креатива, сколько красоты, телесной эстетики, более яркого проявления эмоций».

Один из премьерных показов состоялся 24 января, второй намечен на 30 января, и днем перед ним пройдет хореографический мастер-класс для зрителей. «Зрители зайдут на сцену, и мы закроем занавес, они останутся один на один с пространством спектакля, — рассказали Владислав Морозов и Елена Пришвицына. — Это мастер-класс импровизации, без сложной и точной структуры. Все будет зависеть от участников: насколько они готовы погрузиться, как будут реагировать, в том числе на музыку, сценический свет, дым, объекты декораций спектакля. Просто подвигаться сейчас могут все, подобных тренингов и мастер-классов масса. А вот побывать на месте исполнителя спектакля — уникальная возможность для наших зрителей».

23, сб
Норильск

Танцующие металлурги с этого дня ворвутся и в афишу Норильского Заполярного театра драмы им. В. Маяковского.

Сегодня здесь премьера отчаянной комедии «Мужской стриптиз», которая идет по стране под вариативными названиями, — в Норильске для постановки выбрали адаптацию сюжета, выполненную драматургом Борисом Бужором.Гоша, Гриша, Макс, Дэн, Хасан — потерявшие работу металлурги от безнадеги решили организовать свое стрип-шоу. И под комичной на первый взгляд ситуацией скрывается невероятная история преодоления страхов, комплексов и предубеждений.

На январь театр запланировал три показа постановки Тимура Файрузова: 23, 24 и 31 января.

22, пт
Петропавловск-Камчатский

Наверное, не осталось ни одного театра, который в течение нынешнего — такого же непростого, как и предыдущий — сезона не вносил бы срочные изменения в репертуар. В январе это коснулось и Камчатский театр драмы и комедии. Сегодня по плану здесь должны были играть один из премьерных показов спектакля «Ганди молчал по субботам». Пьесу Анастасии Букреевой — лиричную историю взросления, схожую по настроению с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи», — режиссер Роман Каганович облек, по словам театра, в провокативную форму, которая оттеняет драму героя.

Однако показы пришлось отменить, а вместо «Ганди молчал по субботам» зрители увидят еще одну премьеру сезона — постановку Олега Степанова «Холостяки и холостячки» (на фото). О комедии по пьесе Ханона Левина театр говорит исключительно яркими прилагательными: «эпатажная, шокирующая, скандальная и оооочень 18+». Гротеск, ирония и сарказм прекрасно уживаются в этой истории из жизни четырех бесконечно одиноких людей, боящихся близости не меньше, чем быть отвергнутыми.

21, чт
Улан-Удэ

Очередная важная и интересная премьера в Бурятском академическом театре драмы им. Хоца Намсараева — «Дорж» в постановке Олега Юмова. Моноспектакль основан на биографии первого бурятского ученого, монголоведа и полиглота Доржи Банзарова. Рассказ о его непростой и удивительной судьбе ведет актер и автор пьесы Чимит Дондоков, признавшийся, что подготовка к премьере была для него непростой: «Написать пьесу было сложно, но не так сложно, как все это сыграть».

«Доржи Банзаров для меня всегда был загадочной натурой, — говорит режиссер Олег Юмов. — Еще книга была советская „Доржи, сын Банзара“. И вот, наконец, в прошлом году заварилась очень интенсивно наша история с Буряад театром. Я выбрал моноформат, потому что мне хотелось, чтобы не было ничего лишнего, чтобы можно было сосредоточиться на судьбе этого великого человека».
Кстати, все желающие могут приобрести билет на онлайн-показ премьеры — запись будет доступна до 25 января.

20, ср
Прокопьевск

На финальный этап вышла лаборатория «Эксперимент 123» в Прокопьевском драматическом театре. Лаборатории проводятся здесь с 2011 года и нынешняя, под руководством театроведа Павла Руднева, стала седьмой по счету. Темой в этом году выбрана «Неизвестная классика известных классиков» — каждый из четырех режиссеров-участников представит свой эскиз:

  • «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского — режиссер Степан Пектеев;
  • «Город Эн» Леонида Добычина — режиссер Артем Устинов;
  • «Провинциальные анекдоты. Случай с метранпажем» Александра Вампилова — режиссер Игорь Стам;
  • «Трагедия о Иуде, принце Искариотском» Алексея Ремизова — режиссер Алексей Золотовицкий.
«Этот специфический интерес означает вот что: автор известен, но не все его тексты становятся предметом для театральной игры, оказываются забыты театром, не проверены, — комментирует выбор темы проекта Павел Руднев. — Лаборатория на то и нужна, чтобы рисковать: посмотреть, можно ли внедрить в современный репертуар неожиданные, еще никем не проверенные или порядком забытые тексты. Выбор был свободным для режиссеров. Так вышло, что вся четверка сосредоточилась на российском материале XX века, хотя мы таких границ не ставили».

Показы эскизов пройдут 20 и 21 января, после каждого будет организовано обсуждение, в котором, помимо руководителя лаборатории, примет участие критик Мария Кожина.
К диалогу призваны и зрители — именно им предстоит проголосовать за эскизы и определить: «оставить, все как есть», «доработать» или «забыть, как страшный сон».

Напомним, что за всю историю лаборатории «Эксперимент 123» репертуар Прокопьевского театра пополнился девятью спектаклями, вышедшими из эскизов. Так что ждем очередных премьер!

19, вт
Комсомольск-на-Амуре

В минувшие выходные в Комсомольском-на-Амуре драматическом театре состоялась премьера драмы «Зулейха открывает глаза». Режиссер Дмитрий Акриш самостоятельно работал над инсценировкой романа Гузели Яхиной: «Мне было важно показать, что происходило в стране в ту эпоху, когда разворачивается действие романа. Конечно, уместить эту обширную историю в пару часов нелегко, но на это и нужен режиссер, чтобы определить, какие сюжетные линии важны. Мне хотелось сохранить их по максимуму, и в этом спектакле я отказался от линейного рассказа, прибегнув к новому для себя приему организации пространства — монтаж эпизодов: места действия не сменяются последовательно одно за другим, а все происходит одновременно». В организации сценического пространства Дмитрию Акришу помогал технолог Даниил Травин.

Спектакль сложился в историю о том, как человек остается человеком даже в условиях окружающего его насилия, жестокости, предательства — и спасает его любовь. Следующий премьерный показ пройдет 13 февраля.

16, сб
Новокузнецк

Седьмая по счету лаборатория по произведениям русских классиков под руководством Александра Вислова проходит в Новокузнецкий драматический театр. На этот раз она посвящена творчеству Андрея Платонова и носит название одной из первых публикаций писателя — «Электрификация». По сути, это и слоган проекта — призыв к революционности форматов, проектированию новых смыслов на основе произведений классика. Молодые режиссеры в командах с новокузнецкими актерами исследуют место человека в индустриальном мире. 16 и 17 января состоятся показы эскизов:

  • «Антисексус» — рекламная презентация с использованием цифровых масок по сатирическому рассказу Платонова, подготовленная актером НДТ Андреем Грачевым;
  • «Корова» — режиссеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров прорабатывают в эскизе чувства утраты, ожидания, неведения, столкновение жизни и смерти;
  • «14 красных избушек» — Филипп Гуревич ищет в тексте Бога, балансируя на грани между комедией и трагедией;
  • новогодняя интермедия «Я не я, и лошадь не моя, и сам я не извозчик» — Олег Христолюбский сочиняет жуткую фантасмагорию на основе писем Платонова Сталину, статьи против троцкизма «Преодоление злодейства» 1937 года и документов, связанных с арестом Платона Платонова;
  • «Возвращение» — Георгий Сурков предлагает узнать правду каждого из героев и раскладывает рассказ на пять монологов.
  • Завершит же лабораторию эскиз самого Александра Вислова «Платонов: очень скверный анекдот».
Желаем удачи всем участникам лаборатории и скорейшего пополнения репертуара Новокузнецкому драматическому театру!

15, пт
Якутск

Сколько уже “Утиных охот” видели российские подмостки, однако Саха академический театр им. П. Ойунского готовится удивить сегодня зрителей весьма оригинальной сценической версией пьесы Александра Вампилова.

Режиссер Сергей Потапов мыслит глобально, и к традиционной теме индивидуального одиночества и потерянности добавляет кризис, расшатанность всего мира. Люди утратили интерес и вкус к жизни, разучились любить, ненавидеть, дружить, работать. Единственный живой человек среди общего бездушного маскарада — Зилов, стремящийся обратно в рай, из которого его выгнали — к родному дому со своей любимой женщиной.

“Кус көҥүлэ”, а именно под этим названием будет идти якутский спектакль, — это сплав бытовой драмы, поэтизированной притчи и высокой трагедии о том, что природа может стать местом очищения или же уничтожить человечество.

14, чт
Челябинск

В Челябинском академическом театре драмы им. Н. Орлова продолжаются премьерные показы драмы Генрика Ибсена «Дикая утка».
«„Дикая утка“ — как сеанс у психолога», — отмечают в театре. Возможно, поэтому в репертуарах она возникает не так часто. Представьте, что в вашей жизни появляется человек с болезненной потребностью высказать всю известную ему правду об окружающих вас людях. Посмотрите же на него со стороны и задумайтесь: что предпочтительнее — горькая правда или ложь во благо? Сложно принять решение, когда с одной стороны — монотонное и лживое, но все-таки счастье, а с другой — борьба за правду, перерастающая в человеческую трагедию."Это великий текст, в котором зашифровано множество смыслов и тем, — говорит режиссер Денис Хуснияров. — Одна из самых важных, на мой взгляд, — тема душевной незрелости. Неумение отвечать за тех, кто рядом, неумение совершить поступок, неумение принимать гармоничное решение. Слепота«.

Хэппи-энд в спектакле исключен, а возможен ли он в жизни? Задаться этим вопросом челябинцам предлагают уже сегодня.

Следующие показы «Дикой утки» пройдут 29 января, 11 и 27 февраля.

13, ср
Омск

Драматический Лицейский театр объявил о приеме заявок на участие в III Всероссийском фестивале моноспектаклей «ЧАТ».


«ЧАТ» родился в 2019 году и в первом фестивале принимали участие в основном местные постановки, зато уже через год в афишу вошло 10 спектаклей не только из Омска, но и из Новосибирска, Челябинска, Тобольска. Правда, в итоге сохранить удалось лишь семь из них, поскольку сроки проведения II «ЧАТа» пришлось сдвигать из-за эпидемиологической обстановки.
В этом году фестиваль планируется провести с 1 по 5 апреля. К участию приглашаются профессиональные актеры, подготовившие самостоятельные работы, либо спектакли, идущие в репертуаре театра. Премьера постановки должна датироваться не ранее 1 января 2016 года.

Заявки принимаются до 28 февраля на электронную почту театра licey-drama@yandex.ru, а все подробности можно узнать на официальном сайте.

12, вт
Барнаул

Убеждение, что начало января — время только для сказок и развеселых комедий, развеял в наступившем 2021-м Молодежный театр Алтая. Буквально сразу после Нового года — 3 января — здесь состоялась премьера спектакля «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина МакДонаха. Черные комедии Макдонаха давно уже высоко оценены во всем мире, но в Барнауле пьеса этого автора поставлена впервые. Авторами идеи и постановщиками выступили актеры театра — причем для Андрея Воробьева это уже третья режиссерская работа в МТА. «Почти все современные комедии — попсовые, антрепризные, со слабой литературной основой, — говорит Воробьев. — МакДонах в этом смысле исключение. Он очень смешной, хоть и мрачный».

Выбор автора для режиссера был неслучаен — несколько лет Андрей Воробьев проработал в пермском театре «У моста», где стараниями художественного руководителя Сергея Федотова поставлены все пьесы ирландского драматурга, а также проходит уникальный международный фестиваль Мартина МакДонаха. «Сергей Федотов дал мне два ключа к постановкам по МакДонаху, — отмечает Андрей Воробьев.
— Во-первых, надо понимать, что, несмотря на всю собачью жизнь, ссоры и убийства, все персонажи очень любят друг друга. МакДонах — великий гуманист.
Во-вторых, не надо навязывать спектаклю режиссерскую интерпретацию, просто идите вслед за автором пьесы, он достаточно подробен в своих ремарках».

Следующий премьерный показ ирландской комедии состоится 29 января.