Новости

    • 2

Октябрь, 2021

29, пт
Томск

В начале XX века пьеса Леонида Андреева «Екатерина Ивановна» имела славу эпатажной, вызывающей, раздражающей. Сегодня, спустя чуть более ста лет, в героях легко узнать себя и окружающее общество. «Классическая ситуация — подозрение, измена, шантаж, месть: все, что вокруг нас витает в воздухе, все это здесь есть», — уверяет режиссер премьерного спектакля «Катя» Томского театра драмы Олег Молитвин.

Что может разрушить идиллию? Почему верная жена пускается во все тяжкие? Месть ли это мужу за несправедливые обвинения или стремление испытать жизнь во всем многообразии? Постановщики томской версии ищут ответ: как жить с ощущением наполненности, не теряя нравственной чистоты?

Для большего погружения зрителей максимально приближают к героям — они словно находятся в кругу семьи Стибелевых. Однако при этом классического наблюдения с одной точки не будет — в первом и втором актах свидетелям происходящего предстоит посмотреть на события с разных сторон.

Премьерные показы драмы в двух частях с разрывом «Катя» состоятся 30 и 31 октября.

28, чт
Серов

К печальной повести готовит своих зрителей Серовский театр драмы им. А. П. Чехова. Но не стоит настораживаться — речь, конечно же, лишь о премьере «Ромео и Джульетты». Шекспировскую драму о любви и ненависти поставил в Серове Александр Сысоев, принявший решение использовать классический перевод Бориса Пастернака, однако вложить его в уста вполне современных персонажей. Вместо Вероны — суровый уральский город, Монтекки и Капулетти из дворян превратились в нуворишей, а битвы на мечах уступили место уличным разборкам. Что ждет в этих реалиях Ромео и Джульетту XXI века — останется ли исход прежним?

Первыми ответ на этот вопрос узнают пришедшие на открытие 80-го сезона, премьерные показы пройдут 29, 30 и 31 октября.

27, ср
Норильск

Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского готовится к открытию IX лаборатории современной драматургии «Полярка». В этот раз она посвящена пьесам скандинавских авторов, чье творчество в России, будем честны, известно не так чтобы широко. «Край живописных фьордов и величественных гор, мифических троллей и легендарных викингов, родина Генрика Ибсена и Августа Стриндберга, Ингмара Бергмана, Серена Кьеркегора и Ларса фон Триера, Эдварда Грига и Эдварда Мунка...», — в романтическом духе анонсирует нынешнюю тему театр.

Интересно, что работать над эскизами будут режиссеры из разных стран — России, Дании и Норвегии. Пьесу Анны Клеменсен Бро «СТРАХ (от мыслей)» поставит датчанин Эмиль Роструп, «Человек без цели» Арне Люгре — норвежец Йёрлёв Фруде, а 31 октября основную программу завершит эскиз Романа Габриа по пьесе Юнаса Хассена Хемири «Вторжение!».

Кроме того, в рамках лаборатории состоятся лекции о современном скандинавском театре и драматургии, которые проведут Оксана Кушляева и Елена Рачинская.

26, вт
Новосибирск

Спецпомещение Новосибирского молодежного театра «Глобус» сегодня получит в свой актив еще одну премьеру — здесь состоится показ самостоятельной работы актеров Руслана Вяткина и Никиты Сарычева. Для эксперимента выбрана пьеса Дэвида Гау «Вишневые мартинсы».

Формально это пьеса-поединок, дуэль адвоката-либерала и его подзащитного — скинхеда, совершившего непреднамеренное убийство. Зрители станут свидетелями идеологической схватки, мучительных поисков истины, спровоцировавших поворотные моменты в судьбе каждого из героев. Как глубоко уходят корни наших предубеждений, где берут начало взаимная ненависть и агрессия — отыскать ответы на эти серьезные вопросы предлагают в «Глобусе» 26 и 27 октября.

25, пн
Красноярск

К 200-летию Федора Достоевского Красноярский драматический театр им. Пушкина подошел небанально — для постановки была выбрана повесть «Двойник», но ее преобразовали в современную историю «Я.Rеальный?».
Над текстом работала драматург Светлана Баженова, а на Малой сцене его воплотил главный режиссер Олег Рыбкин. Театр решил исследовать современного молодого человека, мечтающего, как и Голядкин Достоевского, любой ценой добиться успеха — в данном прочтении путем создания виртуального двойника. Героями стали офисные работники, ведущие активную жизнь в социальных сетях, — здесь они надевают маски, выстраивая идеальное существование, крича: «Я успешен!» Это отчаянное стремление быть популярным показано Рыбкиным как гротеск, но от этого не менее страшно — ведь фальши с экрана смартфона так легко перетечь в реальность.
Премьерные показы спектакля «Я.Rеальный?» состоялись 23 и 24 октября, теперь его можно будет увидеть 25 и 27 ноября.

22, пт
Омск

Омский театр юного зрителя подключился к радующей нас тенденции постановок по современной подростковой литературе — сегодня зрители увидят премьеру спектакля «Моя удивительная (и очень странная) неделя с Тесс» по книге голландки Анны Вольтц.
Десятилетний Сэм проводит каникулы на острове Тессел — и здесь в его жизнь врывается одиннадцатилетняя Тесс. Есть ли смысл дружить с девчонкой, если тебе через неделю уезжать? А если это первая любовь?

Это первая в России постановка по книге Вольтц: «Когда я ее прочитала, сразу предложила руководству омского ТЮЗа, и мне пошли навстречу», — говорит режиссер Анна Морозова. Вместе с художницей Анной Поляковой они придумали целый мир с воздушными змеями, радиоуправляемыми рыбами, надувным динозавром и... восемью овцами. «Мы вообще хотели обозначить жанр как „спектакль в форме овцы“, — с улыбкой прокомментировала это решение режиссер. — На острове Тессел очень развито животноводство. Это реальный остров в Нидерландах, с внешним миром его соединяет только паром — мы зачитываем в спектакле цитаты о нем из Википедии».
Постановщики надеются, что им удалось передать атмосферу, и спектакль будет интересен не только подросткам, но и взрослым — «потому что все мы это переживали, потому что душа вздрогнет, когда вспомнишь себя молодым, как ты ездил в детские лагеря, как у тебя там случались первая любовь, а потом смена заканчивалась, и было это щемящее чувство...»

21, чт
Кузбасс

В Кемерово завершился недельный фестиваль-конкурс «КУЗБАСС-FEST: театр здесь!». Главная его особенность в том, что он объединяет весь спектр современного театрального искусства — среди участников и драматические, и музыкальные коллективы региона, и театры кукол. Представлено было в афише и перформативное искусство — жителям Кузбасса обещали, что их ждет настоящее погружение. И действительно, именно зрители стали исполнителями в эскизе спектакля-байопика «All the Things She Said», основанного на биографии группы t.A.T.u.

В конкурсной программе приняли участие десять спектаклей, и лучшим стал «Город Эн» Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола, а режиссер Артем Устинов был удостоен награды за режиссерский метод. Впрочем, в режиссерской номинации были и еще одни победители — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров за постановку рассказа Андрея Платонова «Корова» в Новокузнецком драматическом театре. Актерский ансамбль «Коровы» был также отмечен жюри. «Горка» Кемеровского театра для детей и молодежи тоже получила две награды: «Искусство театрального художника» (Михаил Гербер) и «Актерское искусство» (Ольга Ткаченко). Не прошло жюри и мимо музыкальных спектаклей, отметив актеров Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва Вячеслава Соболева и Любовь Ефимову за оперу «Травиата».

«Театр буквально ворвался в повседневную жизнь региона, Кузбасс стал большой театральной площадкой. Ту задачу, которую ставили перед собой — сохраняя традиции, использовать новые формы и подходы к театру — мы реализовали», — резюмировала министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса.

20, ср
Благовещенск

Конечно же, Достоевского в театрах ставили всегда и везде. Но год 200-летия со дня рождения писателя дарит еще больше постановок по его произведениям, и в основном крупным. Амурский театр драмы решил очистить от школьных клише роман «Преступление и наказание» — свое прочтение предлагает режиссер Андрей Казаков. Хотя радикальным оно все же не будет — в центре по-прежнему нравственные искания человека, совершившего преступление под влиянием собственных идей, позволяющих вообразить себя исключительным.

«Мы постарались как можно больше сохранить текст, порядок слов, стиль и слог Достоевского, его способ выражения мыслей, — говорит Андрей Казаков. — Подошли к роману очень бережно». Но воссоздавать на сцене XIX век в театре тем не менее не намерены: «Ведь сама история жизни Раскольникова не привязана к каким-то конкретным датам, можно сказать, что она вне времени».
Премьерные показы «Преступления и наказания» состоятся 22, 23 и 24 октября.

19, вт
Омск

Более 20 лет на базе омского «Пятого театра» проводился фестиваль «Молодые театры России», однако все чаще стала звучать мысль о его трансформации — так родился Всероссийский театральный фестиваль «лиТЕрАТуРа». «Организаторы фестиваля, переосмыслив его концепцию, выбрали безошибочную тактику. Ведь, в действительности, все „молодые“ театры 90-х годов повзрослели, обрели опыт в поисках новых форм и театральной выразительности, и сегодня у них есть возможность представить свое мастерство в новом формате, на мой взгляд, очень интересном», — отметил председатель СТД РФ Александр Калягин.
Название «лиТЕрАТуРа» отсылает к главной задаче — фестиваль, по словам главного режиссера «Пятого театра» Максима Кальчина, посвящен исследованию вопроса, как не драматургический текст инсценируется в театре. Первый фестиваль обращен к большой прозе — как русской, так и зарубежной. Театры из Москвы, Магнитогорска, Калуги, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Стерлитамака, Лесосибирска представят постановки по произведениям Александра Пушкина, Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Сергея Довлатова, Евгения Водолазкина, Майи Кучерской, Захара Прилепина, Наринэ Абгарян, Мустая Карима, Джонатана Литтелла, Мони Нильсон. За 9 дней фестиваля будет сыграно 16 спектаклей.
Помимо основной, пройдет и образовательная программа с лекциями, мастер-классами, творческими встречами с известными театральными и литературными деятелями.

18, пн
Новосибирск

В Новосибирске воцарился «ХАОС». Международный фестиваль актуального театра, придуманный два года назад театром «Старый дом» , вновь захватил город. Пожалуй, нельзя сказать, что он начался именно сейчас — «ХАОС» задолго до непосредственного старта регулярно претворял в жизнь множество нестандартных мероприятий: инфо-уикэнды, подкасты, арт-резиденции.

Тем не менее днем официального открытия считается 17 октября — вчера состоялись четыре события: перформансы, открытие выставки и даже телеграм-спектакль «Тропы». С сегодняшнего дня будет проходить шоукейс новых театров Новосибирска, в котором примут участие семь спектаклей негосударственных коллективов, открывающихся во взаимосвязи с основными темами «ХАОСа—2021»: информация, тело, экология, этика.

Ну, а с 22 по 31 октября зрителей ждут на основной программе фестиваля, выполняющей задачу организаторов, — познакомить с театрами, принципиально работающими в разных художественных и организационных системах. От богомоловских «Бесов» Театра на Бронной до мюзикла Алексея Франдетти «Дорогой мистер Смит» в «Приюте комедианта», от документальной «Чернобыльской молитвы» Дмитрия Егорова в воронежском Никитинском театре до партиципаторного спектакля Дмитрия Гомзякова «Дальше» в Томском ТЮЗе. «Занос» театра «Практика», «Мещане» ТЮЗа им. Брянцева, «Lё Тартюф. Комедия» Московского театра на Таганке, новосибирские «Тайм-аут» «Красного факела» и «Анна Каренина» «Старого дома» — перечислить все не представляется возможным, поэтому лучше изучить полную афишу фестиваля на сайте и попытаться ухватить последние билеты.

15, пт
Тюмень

Трехдневный марафон начинается сегодня в Тюменском драматическом театре — зрителей ждут на премьеру шекспировской трагедии «Ричард III».
Режиссер Глеб Черепанов уже не раз ставил эпические произведения, но вот с Шекспиром работает впервые — до этого он лишь использовал фрагменты его пьес, например, искусно вплел их в спектакль новосибирского театра «Красный факел» «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. Эти две истории, кстати, во многом пересекаются между собой — власть, карьера, диктат, рожденный отношением окружающих.
Роль горбуна Ричарда исполняет тюменский «супермен» Николай Аузин. «У меня изначально была мысль, что Ричарда должен играть очень харизматичный артист, — поясняет режиссер. — Наш герой — красивый мужчина, который, если ему необходимо, притворяется юродивым, потому что так выгоднее, удобнее достичь своей цели».
Своих героев постановочная команда (художники Фемистокл Атмадзас и Ольга Атмадзас, художник по свету Иван Виноградов) поместила в постапокалиптический мир, «новое Средневековье» в стилистике киберпанка.
Очень необычный, очень интересный, очень музыкальный «Ричард III», несмотря на всю зрелищность, будет транслировать важную режиссерскую мысль: «Эта история не про кого-то особого злодея, а про всех нас, просто личный Ричард во многих не активирован, но достаточно одной вспышки...»

14, чт
Норильск

«Брэндавуан! Освети волшебно!..» — раздастся уже завтра на большой сцене Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. Здесь готовятся представить премьеру «Полоумного Журдена» — «мольерианы в трех действиях» авторства Михаила Булгакова. Пьеса объединяет героев нескольких произведений знаменитого французского комедиографа и, конечно, является настоящим кладом для актеров.
Для режиссера Александра Исакова «Полоумный Журден» — произведение знаковое. Когда-то он сам играл Брэндавуана, а позже обращался к булгаковской «мольериане» как постановщик.
«На какое-то время торжествует буйная стихия Игры, безудержная сила Воображения... И кажется, что Света больше, чем Тьмы, а Радости и Веселья больше, чем Печали и Разочарований...», — анонсирует премьеру театр. Что ж, пусть не кажется, а так и будет!
Премьерные показы «Полоумного Журдена» с Сергеем Ребрием в заглавной роли состоятся 15 и 16 октября.

13, ср
Томск

Несколько лет назад в Томском театре драмы проходила лаборатория молодых режиссеров «ДрамUlёt».
А сейчас привет ей передает стартовавшая накануне «ComedyUlеt». Как понятно из названия, для эскизов взяты тексты, которые условно или безусловно можно назвать комедиями. Режиссеры Сойжин Жамбалова, Александр Плотников, Тимур Кулов, Александр Кудряшов выбрали, соответственно, «Птиц» Аристофана, «Школу жен» Жана-Батиста Мольера, «Самоубийцу» Николая Эрдмана и «Звериные истории» Дона Нигро.
Куратор лаборатории Нияз Игламов поставил перед режиссерами задачу — пересмотреть стандартную схему создания комедийного спектакля, провести эксперимент с жанром и создать что-то новое, уникальное, непредсказуемое.
Выбирать фаворита будут зрители — после каждого показа пройдут обсуждения, а в итоге будет решено, какой эскиз превратится в ближайшее время в полноценный спектакль. Работа уже кипит, а сами показы состоятся 16 и 17 октября.

12, вт
Улан-Удэ

Очередным авторским спектаклем Сергея Левицкого, полным эмоций, боли и откровения, открыл сезон Русский драматический театр им.Н.А.Бестужева.

«Театр. Изнанка» полностью придуман Сергеем Левицким — он и режиссер, и автор текста, сценографии, костюмов и музыкального оформления. Это драма, в которой особенно остро звучит парадокс театра: когда со сцены говорят о гуманности и милосердии, а в процессе выпуска премьеры все эти качества выхолащиваются из тех, кто должен быть их проводником.

По сюжету амбициозный режиссер ставит брехтовского «Доброго человека из Сычуани», но за две недели до премьеры исполнительница главной роли попадает в больницу. И режиссер решается на отчаянный шаг: вводит на роль актрису из «вечной массовки». «Это ее последний шанс доказать свой талант, то, чего она так ждала все эти годы, — говорит Елизавета Михайлова, сыгравшая „статистку“ Владу. — Но судьба сыграла с ней злую шутку, ей приходится делать непростой выбор, который буквально сводит ее с ума».
Такова ужасающая магия театра, утверждают в Русском драматическом: он может сломать, изуродовать, свести с ума, но в то же время нет ничего прекраснее него.

Следующие показы премьеры «Театр. Изнанка» пройдут в Улан-Удэ 13 и 14 ноября.

11, пн
Урал

Вампиловская осень выдалась в этом году. В минувшие выходные сразу два уральских театра представили премьеры по пьесам советского драматурга.

Шадринский драматический театр доказал, что время идет, а в человеческих душах мало что меняется, на примере «Старшего сына» — семейную историю помог рассказать режиссер Олег Куртанидзе. «В те минуты, когда вы готовы утратить веру в человечество, нужно перечесть „Старшего сына“. Это великая пьеса об абсолютной любви, на которую способны редкие люди», — считают в театре. Режиссер отмечает, что спектакль не является ни реконструкцией жизни 1960-х, ни отсылкой к известному фильму: «Хотелось современным языком рассказать человеческую историю».

Каменск-Уральская «Драма Номер Три» выбрала для октябрьской премьеры «Утиную охоту», предварив ее двумя эпиграфами: «Недуг, которого причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный англицому сплину, / Короче: русская хандра / Им овладела понемногу...», «И вроде бы все есть, и даже на кошке шерсть, но вот что-то все не то, и непонятно что». Тем самым режиссер Дмитрий Зимин и команда заявили абсолютное родство героев Пушкина и Шнура — уж не об одном и том же ли писали они, не о нашем ли соседе, не о нас ли?

После премьерных показов обе постановки можно будет увидеть теперь уже в ноябре.