Новости

    • 2

Октябрь, 2021

22, пт
Омск

Омский театр юного зрителя подключился к радующей нас тенденции постановок по современной подростковой литературе — сегодня зрители увидят премьеру спектакля «Моя удивительная (и очень странная) неделя с Тесс» по книге голландки Анны Вольтц.
Десятилетний Сэм проводит каникулы на острове Тессел — и здесь в его жизнь врывается одиннадцатилетняя Тесс. Есть ли смысл дружить с девчонкой, если тебе через неделю уезжать? А если это первая любовь?

Это первая в России постановка по книге Вольтц: «Когда я ее прочитала, сразу предложила руководству омского ТЮЗа, и мне пошли навстречу», — говорит режиссер Анна Морозова. Вместе с художницей Анной Поляковой они придумали целый мир с воздушными змеями, радиоуправляемыми рыбами, надувным динозавром и... восемью овцами. «Мы вообще хотели обозначить жанр как „спектакль в форме овцы“, — с улыбкой прокомментировала это решение режиссер. — На острове Тессел очень развито животноводство. Это реальный остров в Нидерландах, с внешним миром его соединяет только паром — мы зачитываем в спектакле цитаты о нем из Википедии».
Постановщики надеются, что им удалось передать атмосферу, и спектакль будет интересен не только подросткам, но и взрослым — «потому что все мы это переживали, потому что душа вздрогнет, когда вспомнишь себя молодым, как ты ездил в детские лагеря, как у тебя там случались первая любовь, а потом смена заканчивалась, и было это щемящее чувство...»

21, чт
Кузбасс

В Кемерово завершился недельный фестиваль-конкурс «КУЗБАСС-FEST: театр здесь!». Главная его особенность в том, что он объединяет весь спектр современного театрального искусства — среди участников и драматические, и музыкальные коллективы региона, и театры кукол. Представлено было в афише и перформативное искусство — жителям Кузбасса обещали, что их ждет настоящее погружение. И действительно, именно зрители стали исполнителями в эскизе спектакля-байопика «All the Things She Said», основанного на биографии группы t.A.T.u.

В конкурсной программе приняли участие десять спектаклей, и лучшим стал «Город Эн» Прокопьевского драматического театра им. Ленинского комсомола, а режиссер Артем Устинов был удостоен награды за режиссерский метод. Впрочем, в режиссерской номинации были и еще одни победители — Ангелина Мигранова и Родион Сабиров за постановку рассказа Андрея Платонова «Корова» в Новокузнецком драматическом театре. Актерский ансамбль «Коровы» был также отмечен жюри. «Горка» Кемеровского театра для детей и молодежи тоже получила две награды: «Искусство театрального художника» (Михаил Гербер) и «Актерское искусство» (Ольга Ткаченко). Не прошло жюри и мимо музыкальных спектаклей, отметив актеров Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва Вячеслава Соболева и Любовь Ефимову за оперу «Травиата».

«Театр буквально ворвался в повседневную жизнь региона, Кузбасс стал большой театральной площадкой. Ту задачу, которую ставили перед собой — сохраняя традиции, использовать новые формы и подходы к театру — мы реализовали», — резюмировала министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса.

20, ср
Благовещенск

Конечно же, Достоевского в театрах ставили всегда и везде. Но год 200-летия со дня рождения писателя дарит еще больше постановок по его произведениям, и в основном крупным. Амурский театр драмы решил очистить от школьных клише роман «Преступление и наказание» — свое прочтение предлагает режиссер Андрей Казаков. Хотя радикальным оно все же не будет — в центре по-прежнему нравственные искания человека, совершившего преступление под влиянием собственных идей, позволяющих вообразить себя исключительным.

«Мы постарались как можно больше сохранить текст, порядок слов, стиль и слог Достоевского, его способ выражения мыслей, — говорит Андрей Казаков. — Подошли к роману очень бережно». Но воссоздавать на сцене XIX век в театре тем не менее не намерены: «Ведь сама история жизни Раскольникова не привязана к каким-то конкретным датам, можно сказать, что она вне времени».
Премьерные показы «Преступления и наказания» состоятся 22, 23 и 24 октября.

19, вт
Омск

Более 20 лет на базе омского «Пятого театра» проводился фестиваль «Молодые театры России», однако все чаще стала звучать мысль о его трансформации — так родился Всероссийский театральный фестиваль «лиТЕрАТуРа». «Организаторы фестиваля, переосмыслив его концепцию, выбрали безошибочную тактику. Ведь, в действительности, все „молодые“ театры 90-х годов повзрослели, обрели опыт в поисках новых форм и театральной выразительности, и сегодня у них есть возможность представить свое мастерство в новом формате, на мой взгляд, очень интересном», — отметил председатель СТД РФ Александр Калягин.
Название «лиТЕрАТуРа» отсылает к главной задаче — фестиваль, по словам главного режиссера «Пятого театра» Максима Кальчина, посвящен исследованию вопроса, как не драматургический текст инсценируется в театре. Первый фестиваль обращен к большой прозе — как русской, так и зарубежной. Театры из Москвы, Магнитогорска, Калуги, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Стерлитамака, Лесосибирска представят постановки по произведениям Александра Пушкина, Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Сергея Довлатова, Евгения Водолазкина, Майи Кучерской, Захара Прилепина, Наринэ Абгарян, Мустая Карима, Джонатана Литтелла, Мони Нильсон. За 9 дней фестиваля будет сыграно 16 спектаклей.
Помимо основной, пройдет и образовательная программа с лекциями, мастер-классами, творческими встречами с известными театральными и литературными деятелями.

18, пн
Новосибирск

В Новосибирске воцарился «ХАОС». Международный фестиваль актуального театра, придуманный два года назад театром «Старый дом» , вновь захватил город. Пожалуй, нельзя сказать, что он начался именно сейчас — «ХАОС» задолго до непосредственного старта регулярно претворял в жизнь множество нестандартных мероприятий: инфо-уикэнды, подкасты, арт-резиденции.

Тем не менее днем официального открытия считается 17 октября — вчера состоялись четыре события: перформансы, открытие выставки и даже телеграм-спектакль «Тропы». С сегодняшнего дня будет проходить шоукейс новых театров Новосибирска, в котором примут участие семь спектаклей негосударственных коллективов, открывающихся во взаимосвязи с основными темами «ХАОСа—2021»: информация, тело, экология, этика.

Ну, а с 22 по 31 октября зрителей ждут на основной программе фестиваля, выполняющей задачу организаторов, — познакомить с театрами, принципиально работающими в разных художественных и организационных системах. От богомоловских «Бесов» Театра на Бронной до мюзикла Алексея Франдетти «Дорогой мистер Смит» в «Приюте комедианта», от документальной «Чернобыльской молитвы» Дмитрия Егорова в воронежском Никитинском театре до партиципаторного спектакля Дмитрия Гомзякова «Дальше» в Томском ТЮЗе. «Занос» театра «Практика», «Мещане» ТЮЗа им. Брянцева, «Lё Тартюф. Комедия» Московского театра на Таганке, новосибирские «Тайм-аут» «Красного факела» и «Анна Каренина» «Старого дома» — перечислить все не представляется возможным, поэтому лучше изучить полную афишу фестиваля на сайте и попытаться ухватить последние билеты.

15, пт
Тюмень

Трехдневный марафон начинается сегодня в Тюменском драматическом театре — зрителей ждут на премьеру шекспировской трагедии «Ричард III».
Режиссер Глеб Черепанов уже не раз ставил эпические произведения, но вот с Шекспиром работает впервые — до этого он лишь использовал фрагменты его пьес, например, искусно вплел их в спектакль новосибирского театра «Красный факел» «Карьера Артуро Уи» по Бертольту Брехту. Эти две истории, кстати, во многом пересекаются между собой — власть, карьера, диктат, рожденный отношением окружающих.
Роль горбуна Ричарда исполняет тюменский «супермен» Николай Аузин. «У меня изначально была мысль, что Ричарда должен играть очень харизматичный артист, — поясняет режиссер. — Наш герой — красивый мужчина, который, если ему необходимо, притворяется юродивым, потому что так выгоднее, удобнее достичь своей цели».
Своих героев постановочная команда (художники Фемистокл Атмадзас и Ольга Атмадзас, художник по свету Иван Виноградов) поместила в постапокалиптический мир, «новое Средневековье» в стилистике киберпанка.
Очень необычный, очень интересный, очень музыкальный «Ричард III», несмотря на всю зрелищность, будет транслировать важную режиссерскую мысль: «Эта история не про кого-то особого злодея, а про всех нас, просто личный Ричард во многих не активирован, но достаточно одной вспышки...»

14, чт
Норильск

«Брэндавуан! Освети волшебно!..» — раздастся уже завтра на большой сцене Норильского Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского. Здесь готовятся представить премьеру «Полоумного Журдена» — «мольерианы в трех действиях» авторства Михаила Булгакова. Пьеса объединяет героев нескольких произведений знаменитого французского комедиографа и, конечно, является настоящим кладом для актеров.
Для режиссера Александра Исакова «Полоумный Журден» — произведение знаковое. Когда-то он сам играл Брэндавуана, а позже обращался к булгаковской «мольериане» как постановщик.
«На какое-то время торжествует буйная стихия Игры, безудержная сила Воображения... И кажется, что Света больше, чем Тьмы, а Радости и Веселья больше, чем Печали и Разочарований...», — анонсирует премьеру театр. Что ж, пусть не кажется, а так и будет!
Премьерные показы «Полоумного Журдена» с Сергеем Ребрием в заглавной роли состоятся 15 и 16 октября.

13, ср
Томск

Несколько лет назад в Томском театре драмы проходила лаборатория молодых режиссеров «ДрамUlёt».
А сейчас привет ей передает стартовавшая накануне «ComedyUlеt». Как понятно из названия, для эскизов взяты тексты, которые условно или безусловно можно назвать комедиями. Режиссеры Сойжин Жамбалова, Александр Плотников, Тимур Кулов, Александр Кудряшов выбрали, соответственно, «Птиц» Аристофана, «Школу жен» Жана-Батиста Мольера, «Самоубийцу» Николая Эрдмана и «Звериные истории» Дона Нигро.
Куратор лаборатории Нияз Игламов поставил перед режиссерами задачу — пересмотреть стандартную схему создания комедийного спектакля, провести эксперимент с жанром и создать что-то новое, уникальное, непредсказуемое.
Выбирать фаворита будут зрители — после каждого показа пройдут обсуждения, а в итоге будет решено, какой эскиз превратится в ближайшее время в полноценный спектакль. Работа уже кипит, а сами показы состоятся 16 и 17 октября.

12, вт
Улан-Удэ

Очередным авторским спектаклем Сергея Левицкого, полным эмоций, боли и откровения, открыл сезон Русский драматический театр им.Н.А.Бестужева.

«Театр. Изнанка» полностью придуман Сергеем Левицким — он и режиссер, и автор текста, сценографии, костюмов и музыкального оформления. Это драма, в которой особенно остро звучит парадокс театра: когда со сцены говорят о гуманности и милосердии, а в процессе выпуска премьеры все эти качества выхолащиваются из тех, кто должен быть их проводником.

По сюжету амбициозный режиссер ставит брехтовского «Доброго человека из Сычуани», но за две недели до премьеры исполнительница главной роли попадает в больницу. И режиссер решается на отчаянный шаг: вводит на роль актрису из «вечной массовки». «Это ее последний шанс доказать свой талант, то, чего она так ждала все эти годы, — говорит Елизавета Михайлова, сыгравшая „статистку“ Владу. — Но судьба сыграла с ней злую шутку, ей приходится делать непростой выбор, который буквально сводит ее с ума».
Такова ужасающая магия театра, утверждают в Русском драматическом: он может сломать, изуродовать, свести с ума, но в то же время нет ничего прекраснее него.

Следующие показы премьеры «Театр. Изнанка» пройдут в Улан-Удэ 13 и 14 ноября.

11, пн
Урал

Вампиловская осень выдалась в этом году. В минувшие выходные сразу два уральских театра представили премьеры по пьесам советского драматурга.

Шадринский драматический театр доказал, что время идет, а в человеческих душах мало что меняется, на примере «Старшего сына» — семейную историю помог рассказать режиссер Олег Куртанидзе. «В те минуты, когда вы готовы утратить веру в человечество, нужно перечесть „Старшего сына“. Это великая пьеса об абсолютной любви, на которую способны редкие люди», — считают в театре. Режиссер отмечает, что спектакль не является ни реконструкцией жизни 1960-х, ни отсылкой к известному фильму: «Хотелось современным языком рассказать человеческую историю».

Каменск-Уральская «Драма Номер Три» выбрала для октябрьской премьеры «Утиную охоту», предварив ее двумя эпиграфами: «Недуг, которого причину / Давно бы отыскать пора, / Подобный англицому сплину, / Короче: русская хандра / Им овладела понемногу...», «И вроде бы все есть, и даже на кошке шерсть, но вот что-то все не то, и непонятно что». Тем самым режиссер Дмитрий Зимин и команда заявили абсолютное родство героев Пушкина и Шнура — уж не об одном и том же ли писали они, не о нашем ли соседе, не о нас ли?

После премьерных показов обе постановки можно будет увидеть теперь уже в ноябре.

8, пт
Южно-Сахалинск

Свой 91-й сезон Чехов-центр открывает вместе с уже знакомым и любимым режиссером — Петр Шерешевский поставил здесь трагедию Евгения Замятина «Атилла». Пьеса была запрещена в 1920-х годах, и нынешняя постановка станет первой за все время ее существования.
Замятин пытался отрефлексировать события своего времени через историю Древнего Рима, Шерешевский добавил еще одну оптику, смотря через призму произведения на XXI век. «Наш спектакль — некий альтернативный сценарий развития сегодняшних событий, сценарий страшный. История про то, как было бы сегодня, если бы рвануло социальное напряжение и случилась революция», — поясняет режиссер. Художник Надежда Лопардина выстроила на сцене пространство железного ангара, довольно агрессивное, но при этом условное. На стыке реальности и метафоричности и существуют герои спектакля. Продолжает Петр Шерешевский и эксперименты по совмещению театрального и киноязыка — видеосъемка в «Атилле» играет важную роль.

В театре пьесу называют не иначе как «громадой», признаваясь, что ее эпичность поражает. Это подтверждает и сам режиссер: «Когда ее читаешь, возникает ощущение, что это Шекспир, писавший в начале XX века».

Премьера «Атиллы» состоится 9 и 10 октября, после этого увидеть трагедию можно будет лишь 21 ноября.

7, чт
Шарыпово

Звездный для Драматического театра Шарыпово дуэт постановщиков — режиссер Галина Зальцман и художник Катя Никитина — представляют сегодня новый спектакль. Напомним, предыдущая их работа в Шарыпово — «Я нанял убийцу» — получила в 2021 году «Золотую Маску».

В этот раз Зальцман вновь работает с киносценарием — жесткой драмой Ларса фон Триера «Рассекая волны» (на фото — кадр из фильма). Бесс и Ян женятся против воли родственников, Бесс просит Бога, чтобы Ян всегда был с ней, и вот — после несчастного случая на буровой — Ян возвращается искалеченным. На что способна молодая женщина, чтобы поддерживать в любимом жизнь?

Постановщики проводят параллель между героиней и католической святой Вильгефортис, которая вынесена, в том числе, на афишу спектакля. Галина Зальцман не меняет генеральную линию и идею фон Триера: «Это самый трогательный и одновременно самый страшный фильм о любви. О такой любви, когда человек способен принести себя целиком и полностью в жертву».

На премьерные дни — 7, 8 и 9 октября — билеты разлетелись мгновенно, и театр объявил дополнительный показ — 12 октября.

6, ср
Барнаул

Неудачливый музыкант Толик, решивший кардинально поменять жизнь и ставший таксистом, мечтающий съездить в военную часть, в которой служил в юности, чтобы не то отомстить прапорщику Кувшинову, не то простить его, с завтрашнего дня официально получит прописку в Барнауле. Премьеру «спектакля в четырех куплетах, трех припевах плюс проигрыш и финал» под названием «Как я простил прапорщика Кувшинова» («КЯППК») представит Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина.

Режиссер Кирилл Вытоптов познакомил барнаульцев с текстом Ивана Антонова еще год назад — в рамках творческой лаборатории по современной драматургии он представил эскиз по этой пьесе. Зрителям творение в форме квартирника пришлось по душе, и решено было продолжить работу. История о проблемах человека среднего возраста, его одиночестве и жизненном тупике развернется теперь на экспериментальной сцене театра.
Первые показы «КЯППК» пройдут 7 и 13 октября.

5, вт
Благовещенск

Известный детектив Робера Тома теперь обрел жизнь и на сцене Благовещенска — Амурский областной театр драмы представил свою версию «Восьми любящих женщин».

Впрочем, судьба пьесы в этом театре и сама похожа на детектив. В 1986 году здесь уже ставили эту «женскую историю» — однако спектакль Григория Литвака сразу после сдачи был запрещен и снят с репертуара по идеологическим соображениям. Ну, а теперь «Восемь любящих женщин» вошли в репертуар, кажется, надолго.
Режиссер Яна Гловацкая сделала некий микс из пьесы Тома и известного музыкального фильма Франсуа Озона, плюс какие-то шутки, сцены родились в сотворчестве с актрисами театра. У каждой здесь своя бенефисная роль. «Все образы яркие, интересные, — подтверждает режиссер. — Я иногда ловлю себя на мысли, кого бы я хотела сыграть. Больше всех мне, конечно, нравится неуравновешенная Огюстина. Но с удовольствием бы и бабушку сыграла!»

После премьерных показов спектакль в ближайшее время можно увидеть 16 октября, 6 и 20 ноября.

4, пн
Томск

Шестой сезон проекта «Арт-лаборатории» Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании СИБУР подарил зрителям Томского ТЮЗа Лабораторию актуального детского театра. На этот раз — полностью прозаическую. Режиссеры выбрали для эскизов три книги, выходившие в издательствах «Самокат» и «Белая ворона», специализирующихся на литературе для детей и подростков.

Артем Устинов остановился на «Книге всех вещей» голландца Гюса Кёйера, назвав этот текст сильным, важным, страшным и одновременно наполненным юмором. История девятилетнего Томаса поднимает темы домашнего насилия, страха и веры. Кстати фраза из этой книги стала одним из девизов «Самоката»: «Чтобы стать счастливым, надо просто перестать бояться».

Леонид Прокофьев представил эскиз по повести российской писательницы Нины Дашевской «Я не тормоз». Режиссер признался, что в любом произведении ищет что-то свое: «чтобы ходить, радоваться и мучиться, чувствовать все это, а не решать „школьную задачу“ бессердечно. В главном герое книги „Я не тормоз“ много моего, во взрослых персонажах — тоже».

Наконец, впервые в России в театре был взят в работу текст шведки Йенни Йегерфельд «Королева стендапа». Ольге Обрезановой есть о чем поговорить со зрителем с помощью этой книги: «Мне нравится главная героиня — современные подростки, девочки, очень на нее похожи. Они тоже целеустремленные, сильные, старающиеся никого не беспокоить своими проблемами. Мне интересен этот момент, когда ребенок оберегает окружающих».

Эскизы были сыграны в разных пространствах театра, зрители ушли с лаборатории полные впечатлений и восторгов, и хочется верить, что современная подростковая литература прочно закрепится на театральных сценах.