Новости

    • 2

Ноябрь, 2021

30, вт
Новосибирск

В Новосибирске прошла церемония вручения XXXI театральной премии «Парадиз» — призами одаривали сразу за два сезона, ведь в прошлом году праздник не состоялся из-за ограничений. В этот раз на фестивале работало приглашенное жюри — в категории «Драма» решение принимали москвичи Павел Руднев и Глеб Ситковский, Татьяна Веснина из Томска, а также к ним присоединилась представительница Новосибирска Наталия Дмитриева.

  • Больше всего медалей и статуэток собрали «Красный факел» за спектакли «Дело» и «Тайм-аут» и «Старый дом», взявший хет-трик за «Идиота» и специальные призы за «Петерса» и «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  • Лучшим спектаклем для детей стал «Доклад о медузах» Молодежного театра «Глобус» — и жюри не могло не озвучить очень важную тенденцию роста числа постановок для подростков.
  • Впервые вручалась премия в категории «Неформат» — ею отметили аудиальный перформанс Полины Кардымон «(Сыра земля) Коромысли. Глава 2».
  • За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирской области наградили Галину Журавлеву — театроведа, исследователя истории новосибирских театров, заведующую Театральным музеем Новосибирского отделения СТД РФ.

Полный список лауреатов «Парадиза», в том числе и в категории «Музыкальный театр», можно найти на страницах премии в социальных сетях.

Мы поздравляем абсолютно каждого и желаем новых побед!

29, пн
Екатеринбург

Екатеринбуржцы в минувший уик-энд аплодировали сразу двум премьерам. Центр современной драматургии представил свою версию «самой значительной американской пьесы, поставленной на Бродвее за последние годы», «захватывающей семейной драмы, от которой голова идет кругом», «саги о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса» — режиссер Антон Бутаков поставил «Август графства Осейдж» Трейси Леттса.Сами постановщики говорят о спектакле, как о «запутанном клубке человеческих отношений, который уже невозможно распутать». Следующие показы состоятся 18 и 19 декабря.

А в Свердловском театре драмы в XXI век перенесли товарищей Новосельцева и Калугину — «Служебный роман» теперь протекает в современных реалиях. Пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова воплотили на сцене режиссер Дмитрий Зимин и художник Владимир Кравцев, а одним из сюрпризов проекта стало участие в нем известной брасс-команды NUGGERS, «выдувающей» пламенную смесь фанка, хауса и хип-хопа. Всех, кто не успел на премьеру, теперь ждут на «Служебный роман» в новогодние праздники.

29, пн
Екатеринбург

Екатеринбуржцы в минувший уик-энд аплодировали сразу двум премьерам. Центр современной драматургии представил свою версию «самой значительной американской пьесы, поставленной на Бродвее за последние годы», «захватывающей семейной драмы, от которой голова идет кругом», «саги о семье из Оклахомы, переживающей период своего апокалипсиса» — режиссер Антон Бутаков поставил «Август графства Осейдж» Трейси Леттса. Сами постановщики говорят о спектакле, как о «запутанном клубке человеческих отношений, который уже невозможно распутать». Следующие показы состоятся 18 и 19 декабря.

А в Свердловском театре драмы в XXI век перенесли товарищей Новосельцева и Калугину — «Служебный роман» теперь протекает в современных реалиях. Пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова воплотили на сцене режиссер Дмитрий Зимин и художник Владимир Кравцев, а одним из сюрпризов проекта стало участие в нем известной брасс-команды NUGGERS, «выдувающей» пламенную смесь фанка, хауса и хип-хопа. Всех, кто не успел на премьеру, теперь ждут на «Служебный роман» в новогодние праздники.



26, пт
Томск

В начале октября Томский ТЮЗ провел Лабораторию актуального детского театра, и больше всего голосов от зрителей получил эскиз Артема Устинова по произведению Гюса Кейера «Книга всех вещей». Спустя полтора месяца в репертуар театра уже входит полноценный спектакль.

Девятилетний Томас способен разглядеть в унылом внешнем мире яркие краски — так, в городских каналах начинают плавать тропические рыбы, в соседке, которую прозвали ведьмой, он видит доброту, а еще Томас иногда болтает со своим хорошим другом — Иисусом. Но кроме этого, видит мальчик и то, как отец бьет мать, и даже Иисус здесь бессилен. Томас решает, что все равно счастье возможно — только нужно перестать бояться.

«То, что главный враг — это наш страх, одна из самых важных тем в жизни, — считает режиссер Артем Устинов. — В страхе сложно жить, общаться с другими, считать себя нормальным человеком. „Книга всех вещей“ — история про свободу, про способность человека выбирать свой путь. Если ты внутренне не освободишься, ты не сможешь стать не только счастливым, но и личностью, и человеком».
Премьерные показы важного не только для детей и подростков, но и для взрослых, спектакля состоятся 27 ноября и 2 декабря.

25, чт
Челябинск

Челябинским театралам в эти дни придется разделиться — ведь их ждут сразу две премьеры: очень разные комедии.

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова зашел на территорию стендапа — впервые в России здесь поставили пьесу ирландки Джеральдины Эрон «Мой блистательный развод». «Искренняя история о том, что в сорок восемь жизнь только начинается», — так определяет спектакль режиссер Вячеслав Харюшин. Что делать, когда уходит любимый? Все, что угодно, только не впадать в отчаяние. Ведь в жизни всегда есть место новым перспективам, знакомствам, романтическим приключениям, путешествиям, открытиям — радости! Оптимистический спектакль зрители смогут увидеть 26 и 30 ноября.

А в Челябинском молодежном театре представляют комедию Уильяма Шекспира «Мера за меру». Как жить среди насилия и погони за деньгами? Возможно ли сохранить честное имя в мире, полном грязи и презрения, сохранить веру в добро? Шекспир 400 лет назад писал о царстве эгоизма, который диктует правила игры. В XXI веке режиссер Тимур Насиров не спешит давать готовые ответы на неоднозначные вопросы, зато предлагает пошутить над тем, с чем мы не можем совладать. Премьерные показы «Меры за меру» — 26 и 27 ноября.

24, ср
Улан-Удэ

«Фантазия + любопытство = чудеса», — по такой формуле строится новый спектакль Русского драматического театра им. Н. Бестужева «Метаморфозы для детей и взрослых». Визуально-пластическую постановку осуществляют в команде Сергей Левицкий и Игорь Григурко, создавая для зрителей причудливый мир геометрических фигур, которые в непривычных сочетаниях рождают удивительные картины.

«Это будет классный детский спектакль, который побуждает и детей, и родителей фантазировать, он про воображение — как в детстве, когда можно было придумать целый волшебный мир из одеяла, палки и двух расчесок», — поясняет актриса Лиана Щетилина.

По сюжету мечтательный профессор и его маленькая ученица переносятся со скучного урока геометрии в волшебное царство линий, кругов и треугольников, музыки и света — и здесь разыгрываются целые истории со своими персонажами.

«Это театр ощущений, где нужно просто расслабиться, отключить сознание и погрузиться в этот красивый мир, а он действительно будет завораживать», — уверена исполнительница центральной роли Анастасия Турушева.

Премьерные показы спектакля «Метаморфозы для детей и взрослых» приурочены ко Дню матери и пройдут 27 и 28 ноября.

23, вт
Дисциплина

Почти во всех городах-участниках в течение недели прошли читки пьес, созданных во втором сезоне фабрики нарративного театра «Дисциплина». Всего на международный конкурс пришло 413 заявок из 50 городов 11 стран мира — из них были выбраны 14 участников, с которыми работал писатель и сценарист Родион Белецкий.

«Сценарный коуч первого сезона, Александр Молчанов, уделял много внимания герою и работе драматурга над его воплощением. Наставнику второго сезона, Родиону Белецкому, важнее структура пьесы и наличие событий, поэтому он прорабатывал глубже эти моменты», — пояснила куратор проекта Оксана Ефременко.

В финал «Дисциплины» вышло семь пьес: «Мамочка» Тони Яблочкиной, «Аня в лифте» Оксаны Кушляевой, «Гугля» Кристины Гортман, «Залипшие» Игоря Витренко, «Горыныч покинул здание» Олега Михайлова, «Я — бизон» Светланы Лукьяновой, «Тру-крайм» Сююмбике Давлет-Кильдеевой.

17 ноября прошли оффлайн читки в южно-сахалинском Чехов-центре, 20 и 21 ноября — в новосибирском «Старом доме» (на фото — фрагмент обсуждения с куратором Антоном Хитровым), а 22 ноября — в московском театре «Практика». Чуть позже к финальному этапу подключится Калининградский областной драматический театр, и тогда окончательно станут известны названия, которые войдут в репертуар каждого из театров-участников.

22, пн
Челябинск

Крайне редкое для репертуарных театров название появилось в афише Челябинского камерного — здесь состоялась премьера «Мелкого беса» Федора Сологуба.

История провинциального учителя Передонова, постепенно погружающегося во тьму и безумие, выписана на фоне быта провинциального города и окунает читателя в пучину страстей, боли и наслаждения. Режиссер челябинского спектакля Тимур Кулов сохраняет основной сюжет, однако переселяет героев в начало XXI века — подмена понятий во всех сферах жизни выбивает у них опору из-под ног, они барахтаются, существуют в хаосе. Они ищут счастья, но постоянно делают несчастными друг друга. И Передонов живет в постоянном страхе перед настоящим, зависая из-за этого в беспросветном безвременье.

«Мне бы хотелось и героям помочь, и в себе что-то прояснить, — говорит режиссер Тимур Кулов. — Ответить на вопрос: почему мы не замечаем той тьмы, в которой живем? Все мы существуем в выдуманном мире. И в спектакле ощущение тревоги и боли должно считываться на уровне ощущений и ассоциаций».

Премьера «Мелкого беса», обозначенного как «история одного убийства», состоялась в минувшие выходные, следующие показы пройдут 27 и 28 ноября.

19, пт
Новосибирск

Большая во всех смыслах премьера ждет в эти выходные новосибирцев — Городской драматический театр п/р Сергея Афанасьева представит пятичасовую постановку романа Льва Толстого «Анна Каренина».

На самом деле, «Анна» и «Левин» — дилогия: самостоятельные, но связанные между собой спектакли. Режиссер Сергей Афанасьев разрабатывал две сюжетные линии: трагедию Анны и Вронского на фоне счастливого брака Левина и Кити. «Прикосновение к творчеству Толстого, тонкого наблюдателя и чуткого психолога, — интересный, новый, интригующий опыт, дающий широкие возможности для воплощения традиций русского психологического театра», — подчеркивает Сергей Афанасьев.

Спектакль «Анна» — о трагической любви Анны Карениной и Алексея Вронского — представляет собой размышления о человеке и обществе. Меняются эпохи, но во все времена человек вынужден приспосабливаться, встраиваться в рамки норм и правил. Реально ли при этом обрести счастье? В «Левине» показана вторая пара героев, Константин Левин и Кити Щербацкая, сумевшие найти гармонию в отношениях. Здесь выражены философские и духовные искания самого Толстого — кстати, персонаж писателя тоже появится на сцене.

В дни премьерных показов — 20, 21, 23 и 24 ноября — спектакли «Анна» и «Левин» будут играться в один вечер с двумя антрактами.

18, чт
Минусинск

Когда семья создается не по любви, а по принуждению, когда свобода видится лишь в избавлении от опостылевшего брака — трагедия неизбежна. Но что, если человек лишь в последний момент понимает свои истинные чувства?
Пьеса Маргариты Кадацкой, написанная по мотивам пронзительного рассказа Антона Чехова «В рождественскую ночь», легла в основу одноименного спектакля Минусинского драматического театра, премьера которого состоялась вчера на площадке Центра культурного развития. Над постановкой работала Ирина Дрёмова, уже знакомая минусинцам по спектаклю 2020 года «С любимыми не расставайтесь». На этот раз зрителей ждет новый опыт погружения в действие — им предстоит занять места прямо на сцене и ощутить себя непосредственными свидетелями разворачивающейся драмы.

Ближайшие показы спектакля — 18 и 23 ноября.

17, ср
Новосибирск

«...простите меня, не презирайте меня, мне хочется пожить получше!», — признается Настя из комедии Александра Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Именно этой мечте подчинены решения, стремления, поступки и остальных персонажей пьесы. Можно ли наладить благосостояние и при этом остаться достойным, верным себе человеком? Уже сегодня зрителям театра «Глобус» удастся поразмышлять над этим вопросом, наблюдая за мытарствами девушки, попавшей в безвыходное, казалось бы, материальное положение, а вместе с тем утратившей шанс на личное счастье.

И хотя в самом названии драматург дает небольшой «спойлер» на успешное разрешение ситуации, остается загадкой, насколько случившееся изменит героев. «В этой пьесе даны очень острые обстоятельства. Люди доведены до какого-то предела нищеты. И это настолько страшно, что смешно. Это абсурдистская русская реальность. Метафизическая, которая не меняется никогда, несмотря на смену эпох», — комментирует актуальность выбранного материала режиссер Иван Орлов. Какими новыми смыслами заиграет в наши дни закрученный сюжет Островского — узнаем 17 и 18 ноября.

16, вт
Красноярск

Вчера концертом Алексея Айги и его уникального ансамбля «4’33»" открылся фестиваль современного искусства «Территория. Красноярск» — совместный проект Международного фестиваля-школы «Территория», Московского музея современного искусства и крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс».

За неделю — с 15 по 21 ноября — гостям масштабного форума удастся побывать на нескольких площадках города и стать свидетелями самых разнообразных культурных событий. Зрителям представится возможность увидеть прославленные московские и региональные постановки, среди которых моноспектакль Ингеборги Дапкунайте «Sveiki sulaukę» / «Привет дождавшимся», «Три сестры» новосибирского «Красного факела», сразу две части «Мертвых душ» лесосибирского театра «Поиск», «Lё Тартюф. Комедия» Театра на Таганке.

Помимо спектаклей, в рамках фестиваля пройдут показы двух специально созданных перформансов и серия читок современных пьес, а насыщенная образовательная программа порадует участников и слушателей лекциями и мастер-классами ведущих театральных деятелей: Ингеборги Дапкунайте, Романа Должанского, Тимофея Кулябина, Нияза Игламова, Анны Абалихиной, Евгения Стодушного и других.

За «внетеатральную» афишу отвечает показ фильма «Пылающий» — экзистенциального триллера корейского режиссера Ли Чан-Дона, а также выставка Саши Фроловой «Формы чудесного», которую представит Московский музей современного искусства.

Подробнее с программой фестиваля можно ознакомиться на сайте.

15, пн
Магнитогорск

Большая премьера состоялась в минувшие выходные в Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина — роман-житие Евгения Водолазкина «Лавр» поставил на средней сцене Алексей Вотяков.

«Лавр» прогремел почти 10 лет назад, получил крупные литературные премии, был переведен более чем на 30 языков. Существуют и театральные постановки по роману, однако их можно легко пересчитать по пальцам — для сцены он трудноподъемен, соединяя в себе одновременно эпичность и тонкость.
Средневековый врач, обладающий даром исцеления, не может спасти свою возлюбленную и принимает решение пройти земной путь вместо нее. Так жизнь превращается в житие. Но возможно ли любовью и жертвой спасти душу человека, не сумев уберечь ее земной оболочки?

Зрители смогли погрузиться в атмосферу конца XV века — были воссозданы по эскизам предметы обихода, одежда, использованы музыкальные инструменты той эпохи. Звучит в спектакле и старославянский язык.

«Мне все больше, кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее? ...Мы заперты во времени из-за слабости нашей».
Поразмышлять о любви, Боге и природе времени магнитогорцы после премьерных показов смогут уже в следующем месяце.

12, пт
Барнаул

Очень интересный и небанальный выбор для очередной премьеры сделал Молодежный театр Алтая – для постановки здесь взяли повесть Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким».

Выдающийся польский педагог, «отец» для сотен сирот, отвергнувший свое спасение и погибший вместе с детьми в газовой камере, и сегодня ассоциируется с самопожертвованием, огромной любовью и тончайшим пониманием психологии.

Главный герой повести – учитель, захотевший вернуться в годы детства. А когда ему это чудесным образом удается, он с позиции опыта взрослой жизни понимает, что «дети – это будущие люди» со своими чувствами и переживаниями. «Детство кажется прекрасным беззаботным временем, – говорит режиссер спектакля Бениамин Коц. – А книга о том, что в детстве тоже очень много проблем. Мы с актерами репетировали наш спектакль, который решили назвать “Крахмальная, 92”, через личные воспоминания. И у нас родилась не волшебная сказка с превращением, а попытка войти в детство, почувствовать себя ребенком».

Премьерные показы «Крахмальной, 92» с жанровым определением «урок (мне) взрослому» пройдут 12, 13 и 14 ноября.

11, чт
Абакан

11 ноября весь мир отмечает 200-летие Федора Достоевского. И обстоятельства в Русском академическом театре драмы имени М. Ю. Лермонтова сложились так, что отложенная премьера «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» состоится именно сегодня.

По заказу театра драматург Анастасия Букреева написала пьесу об «омском периоде» в жизни Достоевского — пребывание на каторге оказало глубочайшее влияние на всю его дальнейшую писательскую судьбу. «Нам хотелось сказать, что творчество Федора Михайловича и его личность — намного больше, чем школьная программа, — говорит драматург. — Знаете, это как прожить всю жизнь рядом с Эрмитажем и не замечать насколько это красиво. Хотелось бы открыть автора заново для читателей, зрителей, для актеров».
Режиссер Евгения Колесниченко и художник Анна Полякова создали сложную композицию, соединяющую реальный и вымышленный миры Достоевского. «Нам показалось, важно сделать такой спектакль, который рассказал бы зрителям не о том, что Достоевский тяжелый для чтения и „мрачный“ автор, а о том, почему он таким стал. И действительно ли он был таким — еще вопрос», — комментирует Евгения Колесниченко.

Премьерные показы мокьюментари «Достоевский. Повесть о несостоявшемся счастье» пройдут 11 и 27 ноября.