Новости

    • 2

Январь, 2022

31, пн
Норильск

В последние выходные января Норильский Заполярный театр драмы им. В. Маяковского представил зрителям премьеру «Очи черные». Опытные театралы уже знают, что под этим названием скрывается инсценировка повести Александра Куприна «Яма». К произведению в Норильске, кстати, обращаются уже второй раз — в 2007 году здесь шла постановка Анатолия Кошелева «Два вечера в веселом доме» по пьесе Вячеслава Вербина. Современную же версию создала драматург Ярослава Пулинович, а поставила спектакль главный режиссер театра Анна Бабанова.
Сюжет остается неизменным: в центре его — девушки «двухрублевого» заведения Анны Марковны Шойбес, «не шикарного, но и не из низкосортных», их изломанные души и судьбы, их «странная, неправдоподобная жизнь». А вокруг этих женщин, воспринимающих свое асоциальное положение как данность, сонм мужчин, являющих портрет общества, которое вполне допускает порабощение человека человеком.

Драма поставлена в жанре «кабаре-мюзикл», и он еще острее подчеркивает трагичность происходящего. Премьерные показы «Очей черных» состоялись 29 и 30 января, следующих можно ждать 10 и 27 февраля.

28, пт
Ачинск

«На твоем месте я бы...» Кто тянет нас за язык? Ведь на этих словах вполне может появиться исполнитель желаний и превратить случайную реплику в реальное положение вещей. Так и случилось в пьесе белорусского драматурга Андрея Курейчика «Исполнитель желаний», которую в Ачинском драматическом театре поставил режиссер Дмитрий Нуянзин.

Фантастический гость меняет телами супругов, находящихся в состоянии семейного кризиса. Теперь, чтобы продолжать обычную жизнь, им придется по-новому узнать друг друга.
Если вам кажется, что сюжет что-то напоминает, то подсказываем: Андрей Курейчик является одним из сценаристов фильма «Любовь-морковь». «Я попытался создать историю, которая будет понятна и интересна всем. Историю, где за смехом и виртуозной игрой скрывалась бы очень серьезная проблема — как понять близкого человека и как сделать, чтобы он понял меня», — говорит автор.

В Ачинском театре семейные и влюбленные пары ждут на премьерные «психотерапевтические» показы 28, 29 и 30 января.

27, чт
Омск

В околотеатральной жизни всегда можно отыскать множество парадоксов. Вот вам еще один: Норман Фостер является самым известным на сегодня канадским драматургом, но в России он почти не ставится, хотя пьесы его переведены. Исправить ситуацию взялся Омский драматический «Пятый театр» — главный режиссер Максим Кальсин выбрал для этого пьесу «Луненберг. Осень в Новой Шотландии».

История строится на отношениях двух подруг — у одной из них погибает муж, оставив в наследство дом в Канаде, и они решают поехать туда, в Луненберг. На месте выясняется наличие у мужа не только дома, но и второй жены — так начинается испытание любовью и ненавистью.

«Эта пьеса крепко и изобретательно сделана. Пожалуй, это пример драматургии высочайшего уровня, — говорит Максим Кальсин. — Объемные, живые характеры, упругие, интересные диалоги, неожиданный и парадоксальный конфликт. Я очень люблю, когда в драматургии осуществляется такой жанровый „винт“: эта пьеса начинается как эксцентрическая комедия, потом добавляется лирика, она превращается в мелодраму, а в финале это уже драма».
В театре говорят, что если и можно с чем-то сравнить «Луненберг», то ближе всего окажется фильм Романа Поланского «Резня».

Убедиться можно в дни премьеры — 28 и 29 января.

26, ср
Барнаул

Первая премьера года в Алтайском театре драмы им. В. Шукшина — уже завтра зрители увидят постановку молодого режиссера Дмитрия Огородникова «Дни нашей жизни». Спектакль стал результатом творческой лаборатории «Про100ры истории», прошедшей прошлым летом и посвященной вековому юбилею театра. Это был уникальный и интересный опыт обращения к текстам, лежащим в основе спектаклей самого первого сезона Алтдрамы 1921-1922 годов. Руководство театра отметило, что «идея, кажущаяся поначалу чисто музейным экспериментом, оказалась настоящим творческим вызовом для молодых режиссеров-участников».

Дмитрию Огородникову досталась тогда пьеса Леонида Андреева, и именно этот эскиз в итоге был отобран для дальнейшей работы. «Андреев всегда писал про вселенское одиночество человека, с которым он остается всегда, с которым он ничего не может сделать. Одиночество и непонятость», — прочерчивает главную тему режиссер. «Страх и жалость к самому себе — людские проблемы неизменны», — определяет свою героиню актриса Анна Бекчанова и добавляет, что персонаж Оль-Оль — это роль на сопротивление, вызов собственному «я».
Оправдают ли своих героев исполнители, как разрешится коллизия пьесы в сегодняшнем мире — зрители узнают 27 и 28 января.
Кстати, в апреле состоится еще одна премьера, выросшая из лаборатории — «Трильби» Григория Ге поставит режиссер Галина Зальцман.

25, вт
Благовещенск

Три недели остается до завершения приема заявок на Первый Дальневосточный театральный фестиваль для детей и о детях «Территория детства». Участниками его могут стать профессиональные театры Дальнего Востока со спектаклями, адресованными зрителям от 5 до 15 лет.

До 15 февраля можно попытать счастья не только в попадании в конкурсную афишу, оргкомитет также ждет заявок от детей и подростков 10-13 и 13-16 лет для участия в творческих мастерских. В рамках фестиваля будут работать Мастерская драматургии и Единая Мастерская, которая включает в себя Мастерскую режиссуры, актерского творчества и сценической речи, Мастерскую истории театра и театральной критики.

Результаты по всем направлениям станут известны 15 марта, полная афиша «Территории детства» будет объявлена 1 апреля, а сам фестиваль пройдет с 8 по 15 июня в Благовещенске.

Кстати, символом «Территории детства» стала девочка Ника в кигуруми динозаврика, придуманная художником Анной Тюриной. Три БОЛЬШИХ НИКИ ручной работы по итогам фестиваля получат театры за лучший кукольный спектакль, лучший спектакль для детей и лучший спектакль для подростков.

24, пн
Новосибирск

В марте в Новосибирске пройдет V Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три», и уже сейчас можно изучать объявленную на днях афишу.

Организатором вновь выступит «Первый театр», пару лет назад принявший эстафету от Новосибирского театрального института и в значительной степени фестиваль проапгрейдивший. В этом году оргкомитет получил 222 заявки, из них эксперты отобрали 12, вошедших в конкурсную афишу.

Зрители смогут увидеть спектакли из Москвы, Тюмени, Новокузнецка, Нижнекамска, две постановки из Омска и целых пять из Санкт-Петербурга. От самого же Новосибирска в афишу прошел лишь один претендент — «Вишневые мартинсы» театра «Глобус».

«Мы собрали программу 2022 года из спектаклей, отражающих разные способы коммуникации театра сегодня, — комментирует директор фестиваля Юлия Чурилова. — Мне лично очень важно, что в афише будут представлены как спектакль-инсталляция, так и прекрасные моноспектакли с мощными актерскими работами, актуальные перформансы и традиционный драматический театр. Интересно обсудить показы со зрителями после спектаклей и в рамках офф-программы фестиваля».

Фестиваль стартует 20 марта, а закрытие запланировано на 27 марта — в День театра.

21, пт
Петропавловск-Камчатский

Камчатский театр драмы и комедии начинает эксперимент и открывает сегодня лабораторию «Пушка». Актеры театра на несколько дней станут режиссерами и в итоге представят зрителям три эскиза: Елена Зорина работает над «Катапультой» Дмитрия Богославского, Владимир Заварзин — над «Калечиной-Малечиной» Евгении Некрасовой, а Руслан Марков — над пьесой Керен Климовски «Мой папа — Питер Пэн». Показы эскизов пройдут 22 и 23 января — тогда же зрителям предстоит решить их судьбу: захотят ли они видеть какой-то из них в текущем репертуаре театра.

А сегодня состоится открытие лаборатории, насыщенное разнообразными событиями. Критик Анна Шавгарова прочитает лекцию о специфике современного театрального искусства, после чего в различных локациях зрители смогут побывать в ролях драматургов, художников или гримеров. Кроме того, на протяжении всего вечера студия звукозаписи «PetiPa record» будет создавать музыкальный трек, и каждый пришедший получит шанс поучаствовать в этой работе. Кульминацией станет презентация итоговой композиции — и те, кто находится далеко от Петропавловск-Камчатского, смогут увидеть происходящее на youtube-канале театра.

Присоединяйтесь!

19, ср
Кемерово

Театр драмы Кузбасса в эти дни представляет второй блок премьерных показов спектакля «История от Матвея». Над пьесой Нины Беленицкой работал режиссер Олег Липовецкий, и именно в кемеровском театре состоялась первая постановка этого текста.

Вынесенный в название Матвей — один из. Один из нас. Один из тех, чье взросление и формирование пришлось на перестройку, финал эпохи 90-х. Изменения, происходившие в обществе во время и после этого слома, показаны через истории школьного класса. Вместе с Матвеем остальные ученики рассказывают, что случалось в их жизни, как это влияло на них.

«В детстве у Матвея была игра: его бабушка разговаривала с ним, как будто она Алиса — героиня фильма „Гостья из будущего“. Матвея очень интересовало, каким оно будет — это будущее. И вот оно наступило. Стало настоящим. Оказалось, что будущее такое же, как и прошлое. Значит ли это, что будущего нет? Или это значит, что нужно найти выход из лабиринта времени? В какой момент мы заблудились? Какую работу над ошибками нам нужно сделать?», — задается вопросами Олег Липовецкий в комментарии блогу журнала «Театр».

Поразмышлять об этом кемеровчане смогут 19 и 20 января.

18, вт
Прокопьевск

Январь в Прокопьевске с некоторых пор выбран месяцем театральной лаборатории «Эксперимент 123». Не изменил традиции Драматический театр и в 2022-м — уже восьмая по счету лаборатория проходит здесь в эти дни, и вновь под руководством Павла Руднева.
Прокопьевские эксперименты на этот раз объединены темой «Опасный возраст» — эскизы, над которыми работают режиссеры и актеры, рассказывают о подростках и адресованы в первую очередь этой целевой аудитории.
«Так вышло, что о подростках театр периодически забывает. В очередной раз полагает, что все равно бесполезно воспитывать, увещевать, что этот возраст потерян для театра. Но не такое наше время. Как раз подростковый театр, театр о и для подростков — это одна из главных тем 2010-х. И прокопьевский театр уже немало сделал для этого», — считает Павел Руднев.
И наверняка сделает еще больше, ведь впереди четыре очень небанальных эскиза: Дмитрий Турков работает с современным переводом романа Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (у Максима Немцова он стал «Ловцом на хлебном поле»), Дмитрий Лимбос — с пьесой Полины Бородиной «Рыба и шоколад», Тимур Кулов — с текстом Нила Геймана «История с кладбищем», Мурат Абулкатинов — с пьесой Светланы Баженовой «Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю».

Пока стартовали репетиции, показы и обсуждения же состоятся 22 и 23 января.

17, пн
Омск

Драматический Лицейский театр продолжает прием заявок на IV Всероссийский фестиваль моноспектаклей «ЧАТ» — для подачи у вас есть еще две недели.

«ЧАТ» расшифровывается как Честное Актерское Творчество, а идея фестиваля заключается в том, чтобы в условиях быстрой изменчивости внешней жизни разомкнуть становящееся привычным для людей виртуальное пространство и побудить к живому диалогу.

К участию в «ЧАТе» приглашаются как репертуарные  моноспектакли, так и самостоятельные работы, подготовленные профессиональными актерами. Ограничений по жанру и продолжительности нет — главное, чтобы спектакль был поставлен не ранее 2016 года.

Сам фестиваль пройдет с 1 по 5 апреля в Омске, а заявки принимаются до 30 января на адрес licey-drama@yandex.ru с пометкой «Заявка на «ЧАТ». Положение и форму заявки можно скачать на официальном сайте театра www.liceydrama.ru.

14, пт
Комсомольск-на-Амуре

Для кого-то читки — уже привычная составляющая театральной жизни, а кто-то к этому жанру лишь подступается. Драматический театр Комсомольска-на-Амуре в эти постновогодние дни запустил пилотный проект, так его и назвав — «Театральная читка».

Для дебюта были выбраны максимально разные современные пьесы: монологизированная пьеса-акция «Мама» Аси Волошиной (на фото — сборник, в который входит пьеса), социальная «Бешеный хворост» Олега Маслова, абсурдно-ироничная «Кто эта Сильвия?» Стивена Данстона, где тараканы становятся центральными персонажами, а завершит проект сегодня на Малой сцене «Жена по умолчанию» Дмитрия Стертюкова.

«Да, жанр читки не подразумевает декораций, костюмов, даже выстроенных мизансцен, как в традиционном спектакле, — комментируют в театре. — Но есть текст драматурга, который оживает в речи артистов, есть концепция, которую стремится донести режиссер, и есть зритель, его воображение, чувства, эмоции, которыми можно поделиться».

Надеемся, и театру, и зрителям жанр придется по душе, и проект непременно продолжится. Удачи, коллеги!

13, чт
Челябинск

Челябинский академический театр драмы им. Наума Орлова 2022 год встретил с новым спектаклем в репертуаре — на Большой сцене состоялась премьера «12 стульев» по мотивам культового романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Сюжет, представляющий одну сплошную авантюру, молодой режиссер Илья Архипов превратил в сценическое шоу с интригами, погоней и бразильским карнавалом. Жанром постановки стало не просто кабаре, а фрик-кабаре — зрелище очень атмосферное. «Каждый из наших резидентов — это запоминающийся образ, а закручивается действо под мелодии французского дарк-рока», — рассказывают в театре.
«У романа и его экранизаций есть своя уникальная стилистика. У нас тоже, — дополняет режиссер Илья Архипов. — Почему фрик-кабаре? Потому что в „12 стульях“ каждый персонаж — определенный архетип: яркий, сочный и объемный. Да и текст оригинальный, в принципе очень „кабарешный“».

У тех, кто не успел попасть на премьерные показы, в этом месяце есть еще один шанс — «12 стульев» стоят в афише 22 января.

12, ср
XIХ Фестиваль театров малых городов России

Кто-то из региональных театров успел поделиться радостными новостями еще до Нового года, но все же полная программа XIХ Фестиваля театров малых городов России была объявлена уже после праздников.

Фестиваль в нынешнем году состоится в Нижнем Тагиле — участие в нем, по решению экспертного совета, примут 16 коллективов: 8 спектаклей большой формы и 8 малой. Здесь встретятся Альметьевск и Березники, Глазов и Стерлитамак, Лысьва и Сарапул, Волжский, Новокуйбышевск и Кудымкар.

А мы передаем привет участникам из Сибири, Урала и Дальнего Востока — в афише заявлены: «Конь с розовой гривой» Минусинского драматического театра, «Пегий пес, бегущий краем моря» Нижнетагильского драматического театра им. Д. Мамина-Сибиряка,

«Зулейха открывает глаза» Драматического театра Комсомольска-на-Амуре, «Озор» Мирнинского театра, «Эмже. Обратная перспектива» Каменск-Уральского театра «Драма Номер Три» (на фото), «Город Эн» Прокопьевского драматического театра, «Каренин» Театра драмы им. В. Комиссаржевской Уссурийского городского округа.

Сам фестиваль будет проходить с 30 мая по 5 июня — по традиции участники смогут оставаться на нем в течение всего времени, смотреть работы друг друга и участвовать во всех проектах и обсуждениях.

11, вт
Барнаул

Можете ли вы представить, чтобы премьеру в театре играли 2 января? А именно на это решился Молодежный театр Алтая, почти на все праздники поставив в репертуар новый спектакль «Свободная пара». Пьесу итальянцев Дарио Фо и Франки Раме не так давно возглавивший МТА режиссер Алексей Серов выбрал «в качестве разминки» — впрочем, не отрицая ее достоинств: «Это одновременно очень смешная и умная история о супругах, решивших жить свободным браком». Банальный, казалось бы, сюжет драматурги превратили в искрометную комедию, наполненную важными мыслями: вспоминая и проигрывая на публике свою семейную жизнь, герои невольно задаются вечными вопросами, пытаясь вернуть давно утраченный смысл таким понятиям, как счастье, любовь, семья.

Первыми показами зрители успели насладиться со 2 по 7 января, теперь «Свободную пару» можно будет увидеть в феврале. А Алексей Серов приступает тем временем к следующей работе — мюзиклу «Фауст», премьера которого ожидается уже весной.