История фестиваля

Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» появился в Новосибирске в 2010 году: 20 мая открылся I фестиваль. Но свое рождение фестиваль должен отмечать с более ранней даты: с весны 2001 года. Фестиваль тогда был истинно транзитным и вел кочевой образ жизни: каждый год «Транзит» проводили в одном из сибирских городов — премьера прошла в Новосибирске, следующий раз театры собрались в Иркутске, потом в Омске, Томске, Красноярске, Улан-Удэ. Последний, седьмой фестиваль «Сибирского транзита» состоялся в Барнауле. Принимающий фестиваль город на время праздника условно называли культурной столицей Сибири.

Но невозможно много лет жить в дороге и оставаться в форме, поэтому после годичного перерыва, в 2010 году «Транзит» сделал остановку и теперь базируется в Новосибирске, в театре «Красный факел».

Тогда, в начале двухтысячных, фестиваль, придуманный директором театра «Красный факел» Александром Кулябиным, стал очень важной, кислородной революцией: театры в провинции были разобщены, культура гастролей позабыта. Многое из того, что нам кажется само собой разумеющимся, — регулярные летние обменные гастроли между сибирскими театрами, регулярные встречи директоров, большое количество постановок молодых режиссеров, общение критиков с труппами маленьких театров и т.д. — стало возможно именно благодаря этому фестивалю.

Но кроме человека, придумавшего «Транзит», у фестиваля есть бессменный куратор, зоркий глаз, беспокойное сердце и болеющая душа фестиваля — Ирина Васильевна Кулябина. Менялись города и группы, занимающиеся проектом, Ирина Васильевна продолжала вести дело, даже если не была «главным начальником» на трех последних «Сибирских транзитах».

Еще одна важная трансформация фестиваля-путешественника: раньше он проводился только в Сибирском регионе (потому и был так назван), теперь же фестиваль, переименованный в «Ново-Сибирский», объединяет Сибирь, Урал и Дальний Восток. Длиннее название — больше территорий.

Сибирский транзит проходил каждый год, Ново-Сибирский — раз в два года.

Осенью, за полгода до начала фестиваля, экспертное жюри, в составе которого ведущие театральные критики, начинает ездить по нашей большой стране и отсматривать спектакли в самых далеких городах и городках, рискуя быть занесенным снегом где-нибудь под Норильском, замерзнуть в машине в Хакассии или где-то под Магаданом. Но работа именно на этом фестивале помогает понимать театральную ситуацию в большей части России: Транзит представляет три четверти страны, театры, разбросанные по территории в более чем 13 миллионов квадратных километров.