Круглый стол

Театральные критики вымирают как вид?

— Театральная критика нужна всегда, — открыл круглый стол директор фестиваля Александр Кулябин. — Если ее не будет, театр умрет. И сразу же была обозначена проблема: специализированные московские журналы находятся только в Москве и Питере; Новосибирск перебивается случайными площадками. И тем, и другим не хватает федерального ресурса, на котором выкладывались бы аналитические статьи о театральных событиях России — с этого начали круглый стол, этим и закончили, сделав вывод, что иного выхода пока нет.

Виктор Борзенко считает, что театральный критик сегодня больше, чем критик, так как аккумулирует процессы, происходящие в регионах, становится экспертом премий и фестивалей, связующим звеном между драматургом и театральным коллективом, между различными театрами. Кроме того, социальные сети и блоги дают возможности высказаться по любому вопросу. Но прочие эксперты считают, что, наоборот, сегодня театральный критик меньше, чем критик. Эта профессия размывается, трансформируется в силу меняющегося времени.

— Аналитика, серьезные разборы, глубокие наблюдения за тем, что происходит с театром, актером, режиссером востребованы в журналах на 5%, — сетует Ирина Алпатова. — В устной форме разговор получается интереснее, а с печатной критикой просто беда. Если мне заказывают аналитическую статью, то это бальзам на душу.

— Лет двадцать я работала в газете и лет девять вела театральный сайт, — продолжила Татьяна Тихоновец. — Газетная аудитория меня просто перестала интересовать: молодежь газет не читает. А для старушек писать не хотелось. В интернете надо писать по-другому, жанрово пристраиваться, но за интернетом будущее.

Были затронуты вопросы о подготовке театральных критиков, инструментах воздействия на читателей, спонсорах и финансировании, статусе критика в России и за рубежом, отличии театрального журналиста от театрального критика и, конечно, спонсорах и финансировании. И, главное, нужна ли театральная критика читателю? Безусловно, нужна, но это далеко не массовый читатель, и он погоды не делает. Штучная профессия требует штучного подхода, с чем сегодня большие проблемы.

Новосибирцы взволнованно говорили о том, что на местном уровне писать некуда, часто приходится работать на энтузиазме, зарабатывая другим трудом. Отрадно, что, как заявила пресс-секретарь министерства культуры НСО Наталья Кузнецова, у нас возродился журнал «Под маской», а также выделено финансирование для культурного раздела портала «Сибкрай». Такие всплески происходят время от времени — одни ресурсы появляются, другие исчезают. Сегодня их значительно меньше, чем пять лет назад. Театральная критика держится на профессионалах, искренне преданных своему делу. Им на смену приходит молодежь, которая верит, что культура — лицо общества, и активно познает профессию. «Ново-Сибирский транзит» тому подтверждение.

25 мая 2012