Мастер-класс для воспитателей

У входа в малый зал — кабинки, где оставляешь сандалики и надеваешь бахилы. По разноцветному домотканому коврику пробираешься на свое место — мягкий мешок в виде пуфика, в котором чуть ли не тонешь. Актеры сидят на таких же пуфиках, и все в этой сказке такое же уютное, теплое, домашнее, повсюду куклы, игрушки, музыкальные инструменты. Сразу видно, что в таком в детском саду воспитатели любят своих малышей и умеют с ними играть.

Здесь все играют в Конька-Горбунка. Раздают друг другу игрушки — у Царя с картонными короной и бородой такая же тряпичная кукла, а кони сделаны из сереньких пимов. Назначают друг друга на роли, тут же примеряя головные уборы. Народные костюмы, похоже, они сшили из половичков и лоскутков, а вместо бейджиков у них на рубахах имена героев, сделанные в технике квилта. У Данилы на широкой груди налеплено «Брат-2», значит, вполне уместен диалог: «В чем сила, брат?» — «В тандеме, брат!». Актеры вообще не цепляются за текст, рассказывая сказку, вставляют что придет в голову, как и положено в настоящей игре. Допустим, делает Иван заказ: «Нужно, царь, мне две ширинки...» Какие интересно ширинки, что за ширинки? «Два полотенца», — поясняет собеседник. «Шитый золотом шатер...» — «Палатка большая туристическая» — следует перевод. «И обеденный прибор!» — «Одноразовая посуда». Цари такие, им все по пальцам объяснять надо.

Детишки ликуют, вскакивают, хохочут. Даже не спрашивают, можно ли сбегать в туалет — здесь все можно. Началась ярмарка с песнями и плясками — все получили леденцы да еще покричали, пошумели вместе с героями сказки. Послушали контрабас, скрипку, балалайку, гармошку. Поучаствовали в дискуссии, выходить ли Царь-девице замуж за Царя. Заглядывали во все уголки и щели, но когда царь бух в котел и там сварился, в кипяток заглядывать не стали — веселые скоморохи отсоветовали это делать.

Отдельные восторги достались киту. Он похож на наш фестивальный дирижабль, такой же воздушно-овальный, так же качается и парит. Только не резиновый, а из тряпочек, как лоскутное одеялко, и на нем нашиты всякие города и страны. Разевает свою пасть и норовит тебя заглотить, даже страшно становится. Но всего на пару секунд, ведь кит игрушечный.

А вот Иван самый настоящий. Клевый чувак. Царя не боится, дерзит ему. От Конька-Горбунка сначала был в ужасе, а потом с ним подружился. И Царь-девица, которая придумала, как погубить Царя, клевая девчонка. Правда, непонятно, какая из нее получится царица, но подрастет — остепенится.

Взрослые тоже любят играть в разные игры, но и помимо того им есть что считывать из этой истории с двойным дном. Это вообще-то сказка для взрослых, ее можно было бы поставить как эротическую комедию или историю нравов. «Раз сумел ты усидеть, то тебе мной и владеть» — говорит Ивану соблазнительница по имени Кобылица («Как это?» — недоумевают персонажи, привыкшие комментировать любую мелочь), и между ними завязываются отношения... Иначе откуда скакуны с Коньком взялись?

Но главная аудитория, разумеется, — ребятня. Главреж «Пушки» Олег Рыбкин сочинил спектакль, который можно давать как мастер-класс для воспитателей детских учреждений. Пусть соберут всю группу, возьмут книжку, немножко почитают вслух, распределят среди детишек роли и дурачатся сколько душе угодно! А композитор Екатерина Брянцева создала прелестную музыку, благодаря чему «Конек-Горбунок» может составить конкуренцию мюзиклу. Там даже есть эстрадные шлягеры, вернее, дружеские шаржи на них в исполнении Ивана и его закадычного друга Конька.

Жаль, что мои дети уже выросли, а внуков пока нет...

Яна Колесинская, фото автора

26 мая 2012